Современный феминизм – какой он?

Изображение взято из открытых источников Интернет. Автор неизвестен.
Изображение взято из открытых источников Интернет. Автор неизвестен.
Содержание этой статьи относиться к феминистскому движению в западных странах, не затрагивая положения женщин в исламе и в странах третьего мира, где определяющим критерием роли женщины в обществе является культурологический и религиозный факторы.

Наверное каждый человек хоть раз слышал о феминизме и может что-то сказать.

В западных странах вам расскажут про движение в защиту прав женщин, может кто-то даже расскажет про три волны феминизма – в любом случае движение правильное. В Восточной Европе, в ее глубинке, ассоциации будут иные – голые девицы Femen шумят в общественных местах – и отношение сплошь негативное. Удивительно, насколько разным представляется феминистское движение людям в разных странах Европы.

Но почему среди населения и уж тем более в рядах самого феминистского движения образовался такой глубокий идейный расскол? Ведь изначально замыслы и устремления всех борцов за права женщин были едиными.

Ответ кроется в современных радикальных течениях феминизма, методы и идеи которых понятны далеко не всем «однопартийцам», не говоря уже о рядовых гражданах.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Мужчинам для начала пришлось изобрести свет, чтобы, наконец, разглядеть, что женщина таки должна иметь право голоса.

"Мы можем сделать это!"
“Мы можем сделать это!” – американский пропагандистский плакат. Создан Дж. Говардом Миллером в 1943 году для компании Вестингауз Электрик.

Нельзя недооценивать роль родоначальниц женского движения – Олимпия де Гуж, Абигейл Смит Адамс. Эти люди, рискую репутацией и свободой, были первопроходцами на тернистом пути постиндустриального невежества. Главной задачей было добиться признания женщин полноправными субъектами общественных отношений. Избирательное право, равная оплата труда, право владения и распоряжения имуществом – глобальные задачи, которые ставили перед собой первые феминистки. Современному человеку сложно себе представить, что когда-то женщины были лишены этих элементарных прав, но это так. Парадокс, но электричество появилось раньше, чем всеобщее избирательное право. Т.е. мужчинам для начала пришлось изобрести свет, чтобы, наконец, разглядеть, что женщина таки должна иметь право голоса.

Сегодня теория гендерного равенства ушла далеко вперед в своем развитии. Современные исследователи ставят своей  целью понимание причин неравенства полов. Именно поэтому вопрос женской эмансипации такой многоаспектный: здесь и вопросы политики, и власти, и религии, и культуры, и сексуального воспитания, т.е. все аспекты социальной жизни, где субъектами выступают и мужчины и женщины.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ФЕМИНИЗМЕ

Вместо того, чтобы понять особенности женского организма и научиться использовать их как преимущества, недальновидные феминистки расценивают эти особенности как недостатки.

Но как часто бывает, даже самое благое начинание может быть испорчено нерадивыми исполнителями. Радикальные феминистки хоть и получили право голоса, но так и не научились правильно голосовать и грамотно продвигать идеи гендерного равенства. Вместо того, чтобы сфокусироваться и популяризировать сильные женские стороны, которыми наделила их природа, левые упорно концентрируют свое внимание на мужских достижениях и достоинствах, делая их от этого еще популярнее. И тем самым еще более угнетая женщин.

Неловко даже читать заметки активисток о том, что историю нужно переписать для Женщины  (в т.ч. переименовать history→herstory); о том, что поза миссионера (мужчина сверху) в сексе унизительна для женщины и т.д Доходит до абсурда, когда от недостатка достойных идей, левые феминистки начинают философствовать на тему условности половой принадлежности, заявляя, что пол – это иллюзия. Вместо того, чтобы подчеркивать достоинства женского начала, радикальные феминистки своими действиями и пустыми спекуляциями девальвируют ценность самого феминистского движения, делая его непопулярным среди широких слоев населения.

women-rule
Изображение взято из открытых источников. Автор неизвестен.

Левые феминистки западных стран считают корнем всех проблем патриархат и чрезмерный доступ мужчин к власти. Хотя я бы сформулировала проблему несколько иначе: у женщины банально меньше времени на карьеру и общественные дела, потому что зачастую она, в первую очередь, мать и жена. И у нее есть внутренняя необходимость заботиться о своей семьей. Радикалки борются с мужчинами, хотя истоки неравенства лежат в психофизических и гормональных особенностях женского организма, которые невозможно изменить законом или декретом и которые нельзя игнорировать. Вместо того, чтобы понять особенности женского организма и научиться использовать их как преимущества, недальновидные феминистки расценивают эти особенности как недостатки.

Дошло до того, что среди женщин становиться популярным движение childfree (англ. child – ребенок, free – свобода; идея отказа от деторождения). Но для меня любая идеология отрицающая деторождение и материнство – чуждая. Уверена, что ни Олимпия де Гуж,  ни Абигейл Смит Адамс даже представить себе не могли, что их последовательницы дойдут до таких крайностей.

Одно дело говорить о праве женщины на аборт – о праве распоряжаться своим телом по своему осознанному выбору, и другое – возводить childfree в разряд жизненных приоритетов для поддержания принципов равенства полов. Разве можно отказываться от основы женского начала лишь для того, что доказать женскую самодостаточность? Разве можно отказаться от правой руки, чтобы, может быть, получить еще одну левую?

 

НЕ ВСЕ ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ

Когда не хватает образования и креатива, чтобы донести свою идею убедительно и дипломатично – даже самые ярые феминистки вспоминают, что у них есть сиськи, и что ими можно воспользоваться.

femen
Активистки Femen на акции протеста у посольства Украины в Берлине. Автор фото неизвестен.

К сожалению, наибольшей популярностью сегодня пользуются именно такие – радикальные феминистки типа Femen – потому что они кричат громче, бегают быстрее и часто без одежды. То есть в борьбе за уважение к женщине и к ее телу – они выбрали метод – бегать голыми по площадям. Оригинальный подход. Допустим, внимание они привлекли, но что дальше? Образованные слои населения, которым не надо объяснять, что такое феминизм – вежливо назовут такую выходку акцией протеста. А обыкновенные граждане, которые и являлись целевой аудиторией такого протеста – наоборот, раскритикуют идею женской эмансипации и с этого момента будут ассоциировать феминисток с крайне незакомплексованными женщинами. Но разве черный пиар был целью такой акции? Любая идея должна доноситься методами и действиями понятными для реципиента такой идеи, чтобы не было двусмысленных толкований. Но когда не хватает образования и креатива, чтобы донести свою идею убедительно и дипломатично – даже самые ярые феминистки вспоминают, что у них есть сиськи и что ими можно воспользоваться.

Жаль, что такое нелепое эпатирование публики вносит хаос в содержательную терминологию феминизма и ни на грамм не раскрывает его сути для обычных людей.

Сейчас в феминистском движении нет достойных пассионариев, которые смогли бы вдохновить людей новыми идеями. На их место пришли толпы безликих радикальных активистов, которые, к сожалению, вносят раздор и хаос в благое начинание. И никак не способствуют развитию самого женского движения.

Я целиком и полностью поддерживаю феминистское движение. И абсолютно убеждена, что положение в обществе и правосубъектность не должны ставиться в зависимость от гендерной принадлежности человека. Мне приятно видеть женщин на высших выборных должностях – президентами, министрами, канцлерами. Но этот прогресс был достигнут не “голыми” акциями протеста, а упорным и последовательным трудом, просвещением, организованными шествиями в поддержку гендерного равенства, манифестами. Я выступаю за разумное и толковое продвижение идеи равенства, за просветительскую работу среди населения, за правильное образование молодежи. Я не поддерживаю перегибов в способах донесения информации и уж тем более не приемлю неграмотных интерпретаций.

liberatad_feminist
Изображение взято из открытых источников Интернет. Автор неизвестен.

 

РАЗУМНЫЙ ПОДХОД

Основная причина ограниченности женщин  – это обстоятельства, включая систему общественных институтов, которые препятствуют проявлению женщинами своего ума и таланта в целом.

Очень мудрую мысль в своем эссе «Почему нет великих художников-женщин» высказала Линда Нохлин в 1971. Она писала, что основная причина ограниченности женщин  – это обстоятельства, включая систему общественных институтов, которые препятствуют проявлению женщинами своего ума и таланта в целом. Поэтому напрашивается вывод – чтобы прийти к полному равноправию нужно создание социальной базы, ориентированной на помощь женщинам. Во многих западных странах это уже работает: детские сады на рабочем месте, возможность отцов брать отпуск по уходу за ребенком и тем самым привлечение отцов к процессу воспитания, оплата декретных отпусков и женщинам и мужчинам.

Уже сейчас во многих странах для женщин действует режим наибольшего благоприятствования, так называемая позитивная дискриминация, чтобы компенсировать тот факт, что часть энергозатрат женщин естественным образом уходит на воспитание детей.

Но самое парадоксальное заключается в том, что, несмотря на громкие акции организуемые левыми, сегодня феминизм живет и развивается не благодаря таким радикальным активисткам, но благодаря образованной интеллигенции, которая наполовину состоит из мужчин. И идеи феминизма среди интеллигенции сегодня популярны отнюдь не от того, что левыми устраиваются громкие акции, типа коронования овцы[1]. А от того, что интеллектуалы понимают и помнят истоки и идейное начало самого движения.

 

[1] Студентки американского университета устроили акцию протеста в 1968 году против конкурса “Мисс Америка”: демонстративно “короновали” овцу и выбросили в мусорный бак предметы женского туалета (дамские журналы, бигуди и туфли на каблуках). 

Post Author: elena_mulier

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *