Как воспитать послушного ребенка или воспитание детей по-французски

happy-kids

Франция знаменита своими винами, парфюмерией и гастрономическими изысками. А после бестселлера Памелы Дукерман «Французские дети не плюются едой» еще и французским подходом  к воспитанию детей. Французские карапузы не устраивают истерик, не перебивают взрослых и с двухлетнего возраста едят за одним столом с родителями, не требуя особенных «детских» блюд. И то, что отечественные педиатры называют «синдромом дефицита внимания» и гиперактивностью, французские родители называют недостатком дисциплины в семье. Но в чем же принципиальная разница между привычными нам методами воспитания детей и воспитанием по-французски?

Сразу стоит оговориться, что не все методы французов приемлемы для нашего менталитета. Мы не отдаем детишек в ясли в трехмесячном возрасте, мы не курим во время беременности и мы активно привлекаем к воспитательному процессу бабушек и дедушек. Но все же у французов можно и нужно кое-чему поучиться. И давайте рассмотрим чему же именно.

 

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ – СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ 

family

Французы убеждены, что счастливым ребенок может быть только в той семье, где счастливы родители. Поэтому появления малыша не переворачивает жизнь новоиспеченных родителей. Французские мамы не концентрируют на ребенке все свое внимание. Напротив, они продолжают уединяться с мужем, заниматься своими личными делами, путешествовать и обращаются к малышу ровно столько, сколько нужно для обеспечения его всем необходимым для роста и развития. Они не стараются перегрузить ребенка заботой в ущерб своим личным взаимоотношениям с супругом и, насколько это возможно, стараются сохранить привычный для них ритм жизнь. Может быть поэтому у француженок так редко бывает постродовая депрессия, а сексуальная семейная жизнь такая насыщенная. И именно французские семьи  по статистике считаются одними из самых многодетных в Европе.

 

ПОЛНАЯ СВОБОДА РЕБЕНКА В СТРОГО ОГРАНИЧЕННЫХ РАМКАХ 

«Чисто теоретически мы знаем, что детям нужны границы. Однако на практике часто неясно, где проходят эти границы, а порой нам кажется, что устанавливать их как-то неловко»,

– рассуждает Памела Дукерман.

И действительно, мы понимаем, что ребенку нужно объяснить, что можно делать, а чего нельзя. Но в то же время мы боимся ограничить его свободу и нарушить развитие ребенка. В итоге многие родители «застряли где-то посередине и пытаются быть для своих детей одновременно и музами, и диктаторами – в результате такого подхода они бесконечно торгуются со своими детьми».

deti

Задача родителей четко определить для малыша, что он имеет права делать все, что ему прямо не запрещено мамой или папой. Например, ребенку нельзя разбрасывать игрушки в гостиной, но он может это делать в своей комнате. Или он может выбрать и съесть любое лакомство, но не чаще одного раза в неделю. Или ребенок сам вправе выбирать себе одежду, когда он дома, но для прогулок одежду ему выбирает мама. Такие несложные, но полезные правила дисциплинируют ребенка и облегчают работу маме, и их смысл состоит «не в том, чтобы стеснить ребенка, а в том, чтобы создать предсказуемую и понятную среду».

При этом очень важно объяснять, зачем нужны эти ограничения и почему это правильно и полезно. Ребенок будет легче соглашаться и принимать те условия и правила, которые ему понятны.

 

«ЗДРАВСТВУЙТЕ» и «ДО СВИДАНИЯ» КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР

Для французов очень важно, чтобы ребенок не только привык говорить «спасибо» за оказанную ему услугу, но всегда говорил «здравствуйте» и «до свидания», даже попадая в незнакомый коллектив взрослых. Именно эти слова так трудно даются детям. Зачастую дети застенчивы и стеснительны и, чтобы решиться поздороваться со взрослыми, детишкам нужно преодолеть внутренний барьер. Для французов это очень важный показатель.

«Позволив карапузу войти в дом без приветствия, я тем самым запускаю цепную реакцию: вскоре он будет прыгать на моем диване, отказываться есть что-то кроме макарон без соуса и кусать мои ноги под столом за ужином. Достаточно дать добро на несоблюдение одного единственного правила цивилизованного общества, как ребенок сообразит, что и все остальные правила соблюдать не обязательно»,

– так говорит автор книги.

Умение ребенка говорить «здравствуйте» и «до свидания» очень ценно для французских мам и пап. Это свидельствует о том, что ребенок самоорганизован и умеет находится в коллективе.

 

РОДИТЕЛЬ АВТОРИТЕТ. РОДИТЕЛЬ РЕШАЕТ ВСЕ

child-girl

Многие мамы с самого начала хотят быть малышу другом. Но невозможно стать по-настоящему близким другом ребенку, если он не увидел в вас авторитета. Быть авторитетом – это не значит принижать ребенка, нет. Наоборот. С ребенком нужно говорить на равных, как со взрослым, уважая его мнение и давая ему право высказаться. Но при этом  всегда оставлять последнее слово за собой. Авторитет – это не тот человек которого бояться, но это тот человек, которого уважают. Именно так должен видеть вас ребенок.

Говорить с ребенком нужно спокойно, но уверенно. Не нужно переходить на крик. Иногда достаточно неодобрительного взгляда мамы, чтобы ребенок поставил на место игрушку и отошел от прилавка.

Автор книги «Французские дети не капризничают» Кэтрин Кроуфорд обучалась навыкам французского воспитания и на отказ маленькой дочки сесть в машину уверенным тоном сказала: «Ты сейчас же сядешь в машину и пристегнешься, потому что я – главная, и я так говорю». К удивлению автора дочка спокойно послушалась.

«Она так устала от бесконечных споров по любому поводу ( я же приучила ее считать, что ее мнение по любому вопросу крайне важно!), что почувствовала облегчение от того, что кто-то принял на себя роль главного». 

Это еще один аргумент в пользу того, что ребенку нужен авторитетный ориентир. Даже взрослому сложно делать выбор, а представьте какой стресс испытывает ребенок, когда каждый день он должен делать самостоятельный выбор без помощи родителей, в которой на самом деле он нуждается.

 

ПОСТОЯННО ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ 

deti-i-roditeli

Зачастую именно на разговор с ребенком нет ни времени ни желания. Мама занята постоянной беготней за ребенком, и ей просто некогда с ним разговаривать и что-то объяснять. Иногда проще повысить голос и успокоить малыша до следующего раза. Французы так не делают. Они говорят с детьми постоянно. Если ребенок все же не понимает – ему так же спокойно дают понять, что он поступает неправильно и должен слушать родителей, потому что они главные и за ними последнее слово.

Автор приводит пример, когда детишек в детском саду учили правильно вести себя за столом. Некоторые малыши совали пальчики в тарелку – тогда им говорили, что этого делать нельзя и кушать нужно аккуратно. Если после нескольких объяснений ребенок продолжал баловаться, тарелку отставляли. Таким образом малышу показывали последствия за непослушание. И следующий раз ребенок уже кушал правильно.

 

ВЫВОД

Во французском воспитании несомненно есть рациональное зерно. Но уникальными являются не методы французских родителей, а результат, который они получают. Основная мысль заключается в том, что, делая ребенка центром внимания семьи, мы , тем самым, усложняем жизнь не только себе, но и ребенку. Малышу легче жить по установленным правилам, которые создают обстановку предсказуемости и защищенности. И самое главное, такие правила способствуют гармонии и взаимопониманию в семье, без которых немыслимо счастливое детство малыша.

 

Счастливого Вам материнства!

 

Подписывайтесь на нашу группу в Facebook и первыми получайте анонсы новых статей на Muliersite.

Мы всегда с Вами!

Post Author: muliersite