Формы получения образования и формы обучения в рф

Самое важное в статье: "Формы получения образования и формы обучения в рф" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Формы получения образования и формы обучения

Статья 17 Закона носит название «Формы получения образования и формы обучения», и говорит о том, что в РФ образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах – семейное и самообразование).

Соответственно, формами обучения являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.


Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования. Закон РФ не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются.

В нашей же стране формы получения образования равны, дети, освоившие образовательную программу соответствующего уровня общего образования, имеют равные права, в том числе право пройти итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к иным уровням образования.

Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья, и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.

Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители (до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования). Кроме того, что ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Возможных сочетаний может быть достаточно много. Отказывать в выборе сочетания форм получения образования также незаконно.

Вместе с тем, представляется, что такая возможность должна быть реализована через такой инструмент, как обучение по индивидуальному учебному плану. Выбор родителями, например, формы получения образования в виде обучения в образовательной организации, но при этом изучения, например, русского языка и литературы в форме семейного образования крайне сложно реализовать в аспекте оформления государственного (муниципального) задания образовательному учреждению, а также расчета нормативных затрат на такую «усеченную» услугу. В этом смысле реализация индивидуального учебного плана технически существенно проще для оформления. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, стандарт должен определить для каждого уровня образования, можно ли его получать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне таких организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной.

Для общего образования указанные вопросы конкретизированы в том числе и в самом законе. В ч. 2 ст. 63 Закона говорится о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних ступенях, чем среднее общее образование.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона, обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанная третья часть устанавливает следующее. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. Те, кто учится в форме семейного образования или самообразования, будут зачислены в организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, на период прохождения аттестации, и пройдут ее бесплатно. В данный момент именно это и понимается законом под экстернатом – лица, зачисленные для прохождения аттестации, считаются экстернами. Экстернат не является ни формой получения образования (их две – в организации, либо вне ее, в качестве семейного образования или самообразования), ни формой обучения (очное, очно-заочное, заочное). Экстерн – лицо, которое, обучаясь в форме семейного образования или самообразования, зачислено в организацию для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Фактически, экстернат – это форма прохождения аттестации в образовательной организации, когда само образование было получено в иной форме (в семье или самостоятельно).

В данном аспекте к лицам, осваивающим основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, закон приравнивает и тех детей, которые обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Частью 5 ст. 41 Закон устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Читайте так же:  Может ли жена продлить выплату алиментов после 18 лет

Обучение на дому также не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения. Однако это такое обучение в образовательной организации, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но, несмотря на фактическое место обучения, это именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.

Индивидуальный учебный план должен обеспечить освоение имеющейся образовательной программы (со всеми вытекающими последствиями в отношении структуры и объема обучения). Прохождение же аттестации экстерном также производится на основании имеющейся образовательной программы. Таким образом, первична, в любом случае, образовательная программа образовательного учреждения. Все вопросы (сочетания форм обучения и форм получения образования, прохождения аттестации экстерном, индивидуальных учебных планов и т.п.) могут решаться только с учетом анализа конкретного содержания образовательной программы.

[3]

Формы получения образования и формы обучения в РФ

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

В соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное конституционное положение конкретизировано в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи в Российской Федерации образование может быть получено:

[2]

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. В части 2 комментируемой статьи конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них.

3. В части 3 комментируемой статьи указывается, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (см. часть 1 комментируемой статьи), ни формой обучения (см. часть 2 комментируемой статьи). Таким образом, экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Следует отметить, что согласно пункту 9 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, что в полной мере соответствует части 1 комментируемой статьи. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Учитывая, что статьей 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, как отмечено в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»[1], при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Подчеркнём, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Читайте так же:  Как оформить отцовство на ребенка в гражданском браке

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Это означает, что освоение уровней начального общего и основного общего образования в форме самообразования по действующему законодательству об образовании не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в форме самообразования может осуществляться также профессиональное обучение.

Дополнительно отметим, что с 1 сентября 2013 года «Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается», утверждённый Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1473[2], применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Именно индивидуальный учебный план является тем инструментом, посредством применения которого можно осваивать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишь части образовательной программы.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Определения понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» приводятся в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 661[3];

2) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утверждён Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года № 1332[4];

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

[1]

В Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)»[5] рассматриваемую тематику затрагивает вопрос № 6, в соответствии с которым Минобрнауки России разъяснил: «В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)».

В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[1] Официальные документы в образовании. № 36. 2013.

[2] Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5556.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Действительно Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает такую форму получения образования, как экстернат. Вместе с тем ст. 17 данного Федерального закона предусматривает возможность получения образования в форме семейного образования и самообразования. Экстернат в этой связи является не формой получения образования, а формой прохождения аттестации.

Согласно ч. 3 ст. ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ «лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно.».

Читайте так же:  Как подать претензию в магазин на некачественный товар

По сути, школа предоставляет услугу не получения образования в форме экстерната, а возможности прохождения промежуточной и итоговой аттестации для лиц, которые обучались либо в семье, либо самостоятельно.

Также хочется обратить внимание на то, что данная услуга должна быть включена в государственное (муниципальное) задание государственного (муниципального) образовательного учреждения. Только в этом случае Вы сможете ее оказывать за счет бюджетных средств.

Новый Федеральный закон не предусматривает закрытие вечерних школ, среднего общего образования в которых может предоставляться в очно-заочной форме, предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ. Отсутствие специального упоминания вечерних школ в Федеральном законе № 273-ФЗ не означает запрета на их деятельность, они продолжают функционировать в рамках типа общеобразовательной организации, просто новый Федеральный закон, исключив в принципе выделение видов, не устанавливает и специального вида для вечерних школ.

Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ сроки получения общего образования (т.е. сроки реализации соответствующих образовательных программ) предусматривается ФГОС с учетом различных форм обучения. В прежнем Законе РФ «Об образовании» данные вопросы регламентировались на уровне самого закона. Представляется, что в связи с вступлением в силу Федерального закона № 273-ФЗ ФГОС будут уточнены с учетом этой нормы в части определение сроков обучения по очно-заочной форме.

Форма получения образования и форма обучения
презентация к уроку на тему

Информация для родителей

Вложение Размер
formy_polucheniya_obrazovaniya_i_formy_obucheniya.rar 2.4 МБ

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для муниципального объединения учителей иностранных языков об инклюзивном дистанционном образовании в МОУ «Гимназия №1» г.Балаково .

Плюсы и минусы заочной формы получения среднего образования.

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11кла.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, .

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, .

Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для.

laquo;Дистанционное обучение: современная форма получения образования с применением дистанционных технологий»(из опыта создания электронных ресурсов в СДО Moodle).

Формы получения образования

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Видео (кликните для воспроизведения).

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения в ГБОУ Школа № 1540 осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 17. Формы получения образования и формы обучения):

«1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.»

Локальные акты и документы:

Заочная форма обучения

Заочная форма обучения в ГБОУ Школа № 1540 осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 17. Формы получения образования и формы обучения):

«1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.»

Формы обучения

Договор об организации прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего общее образование в форме самообразования.

Порядок организации промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации экстернов в образовательных организациях

Протокол проведения промежуточной аттестации экстернов за курс средней общеобразовательной школы

Семейное образование и новый Закон об образовании в РФ

До сих пор у родителей, которые хотели забрать ребенка из школы, существовало два варианта по формам обучения: экстернат и семейное обучение.
Экстернат – это самостоятельное обучение с последующей аттестацией в школе. Существует федеральное положение об экстернате , накоплен большой практический опыт в образовательных учреждениях, большое количество семей прошли через эту форму обучения.
В МБОУ СОШ № 15 эта форма обучения практиковалась в отношении учащихся из зарубежных стран, которые совмещали обучение в стране проживания с обучением в МБОУ СОШ № 15.

Читайте так же:  Какой срок службы у автомобильного аккумулятора

Семейное образование до нового Закона об образовании в РФ

Старым Законом РФ «Об образовании» были предусмотрены следующие формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат. Все они были названы как отдельные и самостоятельные формы обучения.
Однако за все годы существования Закона об образовании и этих форм обучения федеральное положение принято только по экстернату и семейному обучению, причем положение о семейном обучении утратило силу в 2004 году.
Никак не регламентировалось самообразование. Отсутствие внятных формулировок о каждой форме обучения в самом Законе, а также федеральных положений, регламентирующих эти формы, привело к тому, что помимо очной формы достаточно широко использовались семейное образование и экстернат.

Семейное образование и новый Закон об образовании в РФ

Все формы получения образования по новому закону делятся на две категории: образование учащиеся получают в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне этих организаций. Ко второй категории относятся семейное образование и самообразование.
Так в чем же основные отличия в формулировках двух законов?
Если раньше учащиеся входили в основной контингент школы, то теперь этого не будет, ведь они получают образование «вне образовательной организации».
Если раньше аттестация учащегося не регулировалась законом, единственным способом определить правила поведения сторон оставался договор между родителями и школой. Теперь в законе четко написано, что учащиеся проходят промежуточную и итоговую аттестацию экстерном.
Что касается второго существенного изменения, то оно принесет облегчение многим родителям. Ведь до сих пор им приходилось приходить в школу на бесконечные контрольные, зачеты, приносить тетради с выполненными домашними заданиями и т.д. Теперь – только промежуточная и итоговая аттестации.

Семейное образование осталось – как форма обучения. Закон об образовании в Российской Федерации лишь недавно вступил в силу, поэтому до сих пор ещё не создана полная нормативная база документов, регулирующих домашнее обучение.

Формы получения образования

Читайте также:

  1. II. Выбор организационно-правовой формы предприятия.
  2. V. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
  3. Адаптации. Жизненные формы
  4. Адаптации. Жизненные формы.
  5. Базовые понятия и положения психологии профобразования.
  6. Биржевая котировка на товарном рынке. Особенности ценообразования и влияния на рынок.
  7. Взаимодействие в сфере образования 1 страница
  8. Взаимодействие в сфере образования 2 страница
  9. Взаимодействие в сфере образования 3 страница
  10. Видовременные формы английского глагола
  11. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
  12. Виды и формы расселения

Проект

Кодекс об образовании

2010 год — при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые [27] .

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко [28] .

Ряд положений проекта:

  • Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
  • Частные вузы обяжут иметь общежитие
  • Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
  • Предусмотрен новый документ об образовании — диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

  • В образовательном учреждении:
    • Очная форма
    • Очно-заочная (вечерняя)
    • Заочная
    • Дистанционная, непрерывная
  • В форме семейного образования
  • Самообразование
  • Экстернат
  • С репетитором

Дистанционное образование в последние годы интенсивно прорабатывается. Допускается сочетание различных форм получения образования

В 2015 году у Беларуси появится еще один шанс открыть дверь в Болонский процесс. При каком условии министры образования европейских стран могут удовлетворить заявку нашей страны?
ксперты считают, что для этого следует начать комплексную реформу образования, которая необходима для улучшения качества и конкурентоспособности национальной системы образования.

О неудовлетворенности этой системой в очередной раз заявил 20 сентября Александр Лукашенко.

Многие специалисты, обучаемые за счет бюджета, остаются невостребованными, сказал он. «И все потому, что система высшего образования основывается на потребностях вчерашнего дня и не готовит тех, кто реально нужен экономике страны», — отметил глава государства.

Между тем эксперты подчеркивают: чтобы соответствовать современным вызовам, белорусская система образования нуждается в комплексной реформе, которую надо начинать с детских садов.

Член Общественного Болонского комитета Андрей Лаврухин представил в Минске свою исследовательскую работу «Система образования Республики Беларусь. Основы реформирования», подготовленную в сотрудничестве с оргкомитетом по созданию партии «Белорусская христианская демократия».

Проблемы начинаются с детсада

В дошкольном образовании Беларуси есть ряд проблем системного характера, отметил Лаврухин. Недостаточный охват городских детей дошкольными учреждениями нарушает фундаментальные права граждан на доступ к бесплатному дошкольному образованию, зафиксированные в Конституции и Кодексе об образовании, сказал Лаврухин.

Он указал на то, что в стране наблюдается устойчивая тенденция снижения численности дошкольных учреждений на фоне роста численности детей в возрасте от одного до пяти лет. Так, если в 1990 году число дошкольных учреждений составляло 5350, то в 2000-м их стало уже 4423, а в 2013-м — 4027 (75,3% к 1990 году).

В результате с каждым годом увеличивался дефицит мест в городских дошкольных учреждениях. Эксперт указал также на износ материально-технической базы дошкольных учреждений, их необеспеченность квалифицированными кадрами.

Среди мер, которые могли бы улучшить ситуацию, Лаврухин назвал развитие сети негосударственных некоммерческих дошкольных учреждений. Расширить их сеть возможно через привлечение бизнеса и через сотрудничество с религиозными организациями.

Неудачный эксперимент с 11-леткой

Переход на 11-летнее образование в школе произошел в 2008 году, теперь Беларусь принадлежит к 25% стран, система общего среднего образования которых не соответствует международным образовательным стандартам с минимальным сроком обучения в 12 лет.

Читайте так же:  Схема размещения земельного участка на кадастровом плане

Лаврухин отметил, что 11-летнее обучение привело к сокращению и упрощению программ, а также снижению уровня образованности школьников. Очевидным свидетельством этого является устойчивая тенденция снижения результатов централизованного тестирования на протяжении ряда лет, сказал эксперт.

По его мнению, к снижению качества образовательных услуг ведет традиционное неучастие Беларуси в международных проектах по оценке знаний, что делает невозможным проведение оценки образовательных достижений и навыков в Беларуси по международным стандартам.

Лаврухин указал также на ресурсоемкость, экономическую неэффективность системы среднего образования.

Среди мер, которые могли бы улучшить ситуацию в ней, эксперт назвал переход на 12-летнее образование, переход к совмещенному независимому оцениванию уровня знаний выпускников и введение принципа рейтингования средних общеобразовательных учреждений, повышение автономии и создание конкурентной среды.

Высшей школе нужны академические свободы

Чтобы оздоровить высшую школу Беларуси, следует совершенствовать законодательную базу в соответствии с требованиями к кандидатам на вступление в Болонский процесс, считает Лаврухин.

Также он отметил, что гармонизация высшего образования со структурой и принципами Европейского пространства высшего образования — залог успеха реформ и продвижения на международном рынке образовательных услуг.

С этой целью необходимо согласовать двухступенчатую систему высшего образования Беларуси с системой высшего образования, основанной на двух основных циклах — бакалавриате и магистратуре, придать образовательным программам различную ориентацию и разные профили, аспирантским же и докторантским программам — статус образовательных программ третьего цикла высшего образования, предусмотренный Болонским процессом.

Для устойчивого функционирования системы высшей школы отчисления из государственного бюджета на нужды этой сферы должны составлять не менее 20% государственных расходов на образование. В то же время, сказал Лаврухин, лишь диверсификация источников и моделей финансирования позволит вузам быть более устойчивыми к изменениям финансовой конъюнктуры, последовательными в осуществлении модернизации и успешными в ее результатах.

И наконец, как отмечают эксперты Всемирного банка, новые университеты могут войти в число топ-университетов в течение двух или трех десятилетий, если в них с самого начала присутствуют автономное управление и академическая свобода.

С целью развития институтов студенческого самоуправления необходимо закрепить в Кодексе об образовании права студентов на создание студенческих организаций и участие в них с предоставлением последним широкого круга полномочий во всех сферах интересов студентов. Следует также предусмотреть обязательность отчислений фиксированного процента из бюджета университетов в пользу этих организаций, подчеркнул Лаврухин.

Проблему несоответствия компетенций выпускников и требований рынка труда Общественный Болонский комитет предлагает решать путем разработки и введения в течение ближайших двух лет Национальной рамки квалификаций, при этом за основу следует взять европейский документ.

Сегодня недовольство системой образования высказывают на самых разных уровнях властной пирамиды, но принципиальных изменений не происходит, отмечают эксперты.

Заместитель руководителя гражданской кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев подчеркивает: важно формировать в обществе понимание, что если ничего не будет меняться в системе образования, сегодняшние школьники утрачивают возможность окончить хороший вуз и найти работу с достойным заработком.

Стремление вступить в Болонский процесс может подтолкнуть власти к проведению реформ, отметил член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

«Если стейкхолдеры начнут требовать изменений, предоставления качественного образования, прежде всего тогда изменения возможны», — говорит Дунаев. В то же время, добавляет он, руководство страны не пойдет на реформы, пока они не станут требованием народа.

Реформы нужны не европейцам, а нам для создания конкурентоспособной системы образования, подчеркнул эксперт.

Читать полностью: http://naviny.by/rubrics/society/2014/10/26/ic_articles_116_187394/

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация [1] .

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства [2] .

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов [3] .

Дата добавления: 2015-05-26 ; Просмотров: 201 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

  2. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

  3. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.
  4. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
  5. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
  6. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.
Формы получения образования и формы обучения в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here