Функции системы обеспечения пожарной безопасности – основные элементы, цель создания

Самое важное в статье: "Функции системы обеспечения пожарной безопасности – основные элементы, цель создания" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

1. Статья 3 комментируемого Закона дает характеристику и раскрывает содержание системы обеспечения пожарной безопасности. Из содержащегося в статье определения следует, что она представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности — это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров (от самолетов, имеющих возможность выбрасывать тонны воды до ведра с песком, багра и топора на щите противопожарных средств, а также личный состав формирований, предназначенных для предотвращения и ликвидации пожаров, системы сигнализации, предупреждения и оповещения, диспетчерские службы и многое другое).

Мерами правового характера являются все правовые акты, издаваемые по данному вопросу. Представляется, что к их числу могут быть отнесены не только акты, обладающие признаками нормативности, но и ненормативные правовые акты. К числу первых можно отнести как комментируемый Закон и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, нормативно-правовые акты Правительства РФ, министерств и ведомств, законы субъектов РФ, подзаконные нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, так и локальные нормативно-правовые акты — правила пожарной безопасности на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях, инструкции по действиям в случае пожара, и т.д. К числу вторых можно отнести все правовые акты, не обладающие признаками нормативности, от назначений на должности руководителей тех или иных подразделений, задействованных в обеспечении пожарной безопасности, до принятия актов, ограничивающих в период повышенной пожарной опасности пользование лесами, разведение огня и т.п.

Меры организационного характера самым непосредственным образом соотносятся с мерами правового характера, поскольку все какие-либо организационные решения и мероприятия реализуются путем правового регулирования, издания правовых актов. Таким образом, их можно соотнести как предмет и метод, то есть необходимость в применении организационных мер порождает правовые меры как средство их реализации, а принятые правовые меры, в свою очередь, требуют проведения определенных организационных мероприятий. К мерам организационного характера следует отнести изменение системы надзора и контроля за состоянием соблюдения законодательства о пожарной безопасности, методах проведения проверок и контроля за устранением выявленных нарушений.

Мерами экономического характера является выделение денежных и иных средств для закупки необходимого оборудования, средств и систем, начиная от модернизации объектов жилого комплекса, промышленности и инфраструктуры, служащей для предотвращения пожаров — например, облицовка стен негорючими материалами, расположение объектов на территории промышленного предприятия на безопасном в пожарном отношении расстоянии, выделение денежных средств на изменение структуры, численности и организации деятельности сил и средств, занятых обеспечением пожарной безопасности, приобретение огнетушителей, установки противопожарных дверей и т.д. Меры экономического характера следует понимать как в широком, так и в узко-предметном смысле.

Мерами социального характера служит, например, пропаганда соблюдения правил пожарной безопасности, трансляция так называемой социальной рекламы по телевидению, проведение специальных уроков в школах, то есть принятие мер, направленных на изменение отношения граждан к вопросам пожарной безопасности, разъяснения значимости этого вопроса, разъяснения методики действий в тех или иных ситуациях для предотвращения и ликвидации пожаров, принятия мер к спасению людей.

Мерами научно-технического характера следует считать разработку и конструирование передовых материалов, средств и систем, предназначенных на предотвращение и ликвидацию пожаров, уменьшение ущерба от них. Это и новые стойкие к возгоранию красящие средства, строительные материалы, защитные средства, и системы сигнализации и автоматического пожаротушения, и средства пожаротушения — огнетушители, химические смеси и т.д., и техника для борьбы с пожарами, и средства для спасения людей, животных и имущества.

2. Согласно ст. 3 комментируемого Закона, основными элементами обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности. Следует отметить, что такими органами и организациями являются не только те из них, что непосредственно занимаются борьбой с пожарами — пожарные части, добровольные пожарные дружины в муниципальных образованиях, но и те, что причастны к определению и формированию политики в сфере пожарной безопасности.

3. В ст. 3 комментируемого Закона перечислены также основные функции системы обеспечения пожарной безопасности.

Во-первых, это нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности. Это понятно и очевидно, поскольку для того, чтобы что-то сделать и реализовать какие-либо планы и замыслы, необходима система управления и система действий, которую и организуют нормативно-правовые акты как средство.

Во-вторых, это создание пожарной охраны и организация ее деятельности. Это понятно, потому что пожарная охрана непосредственно борется с огнем и от успешности, организации и материального обеспечения ее функционирования зависит успех в спасении жизни и здоровья людей при возгорании.

В-третьих, это разработка и осуществление мер пожарной безопасности. Данная функция направлена в первую очередь на предотвращение пожаров, поскольку указанные правила представляют собой свод рекомендаций и требований, обеспечивающих не наступление случая возгорания. Так, в соответствии с ч. 2 п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ N 313 от 18 июня 2003 г., требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

Читайте так же:  Уплата алиментов временно безработным лицом

В-четвертых, одной из функций системы обеспечения пожарной безопасности является реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. Данная функция представляется абсолютно оправданной, поскольку одного лишь наличия нормативных правил и требований, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, недостаточно для того, чтобы такая безопасность наступила. Необходимо, чтобы эти акты функционировали, исполнялись, для чего, с одной стороны, необходимо предоставить соответствующим лицам права, дающие возможность для исполнения нормативов, а с другой, закрепить обязанность их исполнения за соответствующими структурами и людьми, и ответственность за их неисполнение.

В-пятых, функцией системы является также проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Это важно для предотвращения пожаров, поскольку его, как известно, легче предотвратить, чем потушить. При надлежащем осуществлении указанных мер можно добиться снижения количества пожаров, что соответственно уменьшит их жертвы, расходы на ликвидацию и т.д.

В-шестых, функцией системы является содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности. Приведенные действия особенно важны для сельской местности, поскольку пожарные части и депо МЧС РФ, естественно, имеются не в каждом селе, и время их прибытия в некоторые населенные пункты может исчисляться десятками минут, а то и часами. Это, в свою очередь, в худшую сторону отражается на эффективности борьбы с огнем, в немалой степени и потому, удастся ли пожарным застать пожар на ранней стадии, или им предстоит борьба с пламенем, полностью охватившим строение. Необходимо учитывать и тот факт, что в ряде населенных пунктов может отсутствовать возможность оперативной дозаправки пожарных машин водой. В этих обстоятельствах как никогда важна оперативность начала борьбы с огнем, что в некоторых населенных пунктах возможно лишь силами добровольных пожарных и добровольных пожарных формирований муниципальных образований.

В-седьмых, функцией системы обеспечения пожарной безопасности является научно-техническое обеспечение пожарной безопасности. Об этом уже говорилось в комментарии к ст. 3 Закона, необходимо лишь добавить, что такое обеспечение очень важно, поскольку применение передовых решений науки и техники способно изменить в положительную сторону эффективность предотвращения и ликвидации пожаров, уменьшения ущерба от них.

В-восьмых, такой функцией является информационное обеспечение в области пожарной безопасности. Эта функция предназначена для доведения до широкого круга лиц требований пожарной безопасности, пропаганды пожарной безопасности.

В-девятых, такой функцией является осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности. Это необходимо для обеспечения исполнения требований нормативных документов, выявления нарушений и принятия мер к устранению недостатков.

К числу функций системы организации пожарной безопасности законодатель также относит производство пожарно-технической продукции, то есть специальной технической, научно-технической и интеллектуальной продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения, огнетушащих и огнезащитных веществ, средств специальной связи и управления, программ для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иных средств предупреждения и тушения пожаров.

Еще одной функцией является лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности. Указанная работа проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, подробно этот вопрос будет рассматриваться при комментировании ст. 33 Закона.

Другой функцией системы обеспечения пожарной безопасности является тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Ее значение очевидно: это именно та самая опасная для жизни борьба «на переднем крае», в ходе которой непосредственно спасаются чьи-то жизни и здоровье, сохраняется имущество.

В числе функций системы обеспечения пожарной безопасности упоминается учет пожаров и их последствий. Подробнее об этом говорится в ст. 27 комментируемого Закона. Данный учет осуществляет Государственная противопожарная служба. Учет важен для того, чтобы определить эффективность проводимой работы, иметь возможность ее скорректировать, осознать и проанализировать масштабность явлений. Вообще учет — это первичная мера, исходя из показателей результатов которой строится вся дальнейшая деятельность.

Наконец, последней функцией, которая упоминается в ст. 3 комментируемого Закона, является установление особого противопожарного режима. Подробно речь о нем пойдет при комментировании положений ст. 30 Закона. Если говорить кратко, то его суть сводится к установлению в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях дополнительных требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

Задачи обеспечения пожарной безопасности

Основные цели и задачи пожарной безопасности состоят в том, чтобы не допустить возникновения пожара, а также свести к минимуму ущерб от него, в случае если он все-таки произошел. При этом способы и меры для этого выбираются с учетом эффективности, экономической целесообразности и технологической обоснованности.

Профилактические задачи по пожарной безопасности

Прежде всего, необходимо отметить, что под термином «пожарная безопасность» обычно понимается определенное состояние объекта защиты, которое исключает или минимизирует любую возможность появления пожара, а в случае его возникновения обеспечивает защиту здоровья и жизни людей, сохранение имущества и другие подобные мероприятия, связанные с ликвидацией негативных последствий.

Основные задачи пожарной безопасности, связанные с профилактической работой, заключаются, прежде всего, в следующем:

[2]

  • разработка и реализация мероприятий, которые направлены на ликвидацию всех потенциально возможных причин возникновения пожара;
  • создание условий для быстрой и эффективной эвакуации людей, а затем и имущества в случае пожара;
  • разработка и установка систем обнаружения огня или задымления и оперативного оповещения об этом;
  • создание и монтаж разнообразных систем сигнализации и пожаротушения.

Основные задачи обеспечения пожарной безопасности включают в себя также максимально быстрое и оперативное извещение служб МЧС. Кроме того, они подразумевают создание необходимых условий для работы пожарных подразделений, прибывших на объект, и оказание любого необходимого содействия. Контроль над проводимыми профилактическими мероприятиями осуществляется органами Госпожнадзора, а также уполномоченными подразделениями территориальной власти и местного самоуправления.

Читайте так же:  Как получить статус приемной семьи порядок оформления, документы

Основные задачи в области пожарной безопасности, связанные с различными системами защиты

Помимо проведения профилактических мероприятий, основные задачи в области пожарной безопасности решаются также путем разработки, монтажа и последующего применения различных систем по обнаружению огня и дыма, защите от их воздействия и тушению очага возгорания. Действующим законодательством допускается использование как автоматического оборудования, так и первичных средств пожаротушения.

Задачи систем пожарной безопасности заключаются в максимально быстром обнаружении места возгорания, оповещении каждого находящегося в помещении или здании человека, а также соответствующих пожарных служб, тушении огня и ликвидации негативных последствий его воздействия. Любое используемое для указанных целей оборудование должно соответствовать техническим регламентам, стандартам и другим параметрам, указанным в действующих нормативных актах. В качестве подобных систем могут применяться:

  • пожарная сигнализация;
  • автоматическая система пожаротушения;
  • система оповещения людей и их последующей эвакуации;
  • различное оборудование, используемое для дымоудаления.

Таким образом, цель и задачи обеспечения пожарной безопасности заключаются в максимальном снижении опасности возникновения пожара, а в случае его появления – оперативной эвакуации людей и имущества, тушении и ликвидации негативных последствий.

ООО «ТРИО» предлагает комплексные услуги, связанные как с разработкой предусмотренной противопожарным законодательством документации, так и выполнением необходимых работ по проектированию и установке различных автоматических систем сигнализации и пожаротушения, проведением огнезащиты конструкций и материалов.

Система обеспечения пожарной безопасности в РФ,ее основные элементы, функции, организационная структура.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

[1]

·
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

·
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

·
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

·
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

·
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

·
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

·
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

·
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

·
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;

·
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

·
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — сертификация);

·
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

·
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее — тушение пожаров);
учет пожаров и их последствий;

·
установление особого противопожарного режима.

27. Надзорная деятельность в сфере компетенции мчс россии. ( ДОПИСАТЬ ИЗ ЛЕКЦИИ ПО НД)

надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;

Функции системы пожарной безопасности

Федеральный закон № 69 «О пожарной безопасности» — определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима;
  • организация и осуществление профилактики пожаров.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Читайте так же:  Все нюансы процедуры расторжения срочного трудового договора по инициативе работника обязанности раб

Пожарная безопасность. Задачи и основные понятия

Понятие пожарной безопасности и цели противопожарной защиты. Элементы системы обеспечения пожарной безопасности. Физико-химические основы процесса горения, виды и источники горения. Условия протекания и стадии пожара, методы противодействия пожару.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.11.2014
Размер файла 20,3 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Обобщение некоторых законов и документов, касающихся пожарной безопасности. Характеристика основных правил пожарной безопасности. Основы теории горения. Классификация веществ и материалов по горючести, помещений и зданий по степени взрывопожароопасности.

реферат [52,3 K], добавлен 14.11.2010

Основные понятия пожарной безопасности. Сущность процессов горения и взрыва. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Безопасная эксплуатация электроустановок. Первая медицинская помощь, правовой аспект при ее оказании.

[3]

реферат [23,3 K], добавлен 22.02.2011

Меры пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Четыре условия для возникновения пожара. Этапы развития. Рекомендации в случае возникновения пожара. Первичные и вторичные требования пожарной безопасности. Средства обнаружения и тушения пожара.

реферат [35,0 K], добавлен 28.01.2009

Основные причины возникновения пожаров. Основы обеспечения и правила противопожарного режима в Российской Федерации. Понятие и задачи пожарной охраны. Основные элементы системы обеспечения пожарной безопасности. Виды систем оповещения. План эвакуации.

презентация [661,1 K], добавлен 09.12.2015

Проблема гибели людей при пожарах – предмет особого беспокойства. Определение пожарной безопасности, основные функции системы ее обеспечения. Причины и источники пожаров на производстве. Пожарная безопасность в быту. Мероприятия по пожарной профилактике.

реферат [45,7 K], добавлен 16.02.2009

Законодательные акты по пожарной безопасности. Необходимые условия для возникновения горения. Предельные значения опасных факторов пожара, приемы его локализации. Виды, маркировка и технические характеристики огнетушителей, пожарных машин и самолетов.

презентация [7,7 M], добавлен 21.02.2014

Видео (кликните для воспроизведения).

Основы противопожарной защиты. Пожар как процесс горения, основные фазы пожара. Классификация производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности. Причины пожаров и противопожарная профилактика. Использование средств тушения пожаров.

реферат [31,0 K], добавлен 06.12.2010

Важность правильной организации пожарной безопасности гостиничного предприятия. Классификация вероятных источников огненной угрозы. Управление пожарной безопасностью, сотрудничество с пожарной частью. Средства противопожарной защиты, меры безопасности.

реферат [10,9 K], добавлен 19.02.2010

Социально-экономическое значение пожарной безопасности. Обязанности руководителей, должностных лиц и других работников учреждения по обеспечению пожарной безопасности. Методы предупреждения и ликвидации пожаров и взрывов. Пожарная сигнализация.

реферат [87,9 K], добавлен 27.11.2013

Нормативно-правовая документация учебного учреждения с учетом требований пожарной безопасности. Определение расчётного времени эвакуации в школе. Исследование процесса возникновения пожара. Разработка мероприятий по повышению пожарной безопасности.

курсовая работа [107,3 K], добавлен 22.06.2011

Охрана труда

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении гражданской безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  1. нормативное правовое регулирование ‘и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  4. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  5. производство пожарно-технической продукции, выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  6. тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
  7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности.

Осуществление большинства из перечисленных функций системы обеспечения пожарной безопасности возложено на пожарную охрану. В России пожарная охрана подразделяется на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы. На федеральном уровне в нее входят Главное управление Государственной противопожарной службы, пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения.

На уровне субъектов федерации, в т.ч. и в Амурской области, Государственная противопожарная служба представлена управлением Государственной противопжарной службы в составе УВД области и подчиненными ему подразделениями (отряды, части) пожарной охраны, охраняющими города, райцентры, крупные населенные и особо важные объекты области. На должностных лиц перечисленных органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Законом РФ «О пожарной безопасности» возложена обязанность осуществления Государственного пожарного надзора — специального вида государственной надзорной деятельности в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Ведомственная пожарная охрана создается Федеральными органами исполнительной власти и предприятиями для обеспечения пожарной безопасности воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, объектов вооруженных сил и ряда других ведомств.

Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах и на предприятиях.

Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров. На предприятиях и населенных пунктах могут создаваться добровольные пожарные дружины или команды, а в школах — дружины юных пожарных.

Читайте так же:  Договор дарения денег на покупку квартиры

В целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации создается правительственная комиссия по пожарной безопасности. Соответствующие комиссии создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система обеспечения пожарной безопасности

В действующем законодательстве дается два понятия системы обеспечения пожарной безопасности.

Первое понятие, данное в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – закон «О пожарной безопасности»), относится к области государственного управления, второе, данное в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), относиться к области технического регулирования.

Чтобы уяснить смысл данных понятий и их отличительные черты необходимо детально проанализировать определения двух этих понятий.

Законом «О пожарной безопасности» установлено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Для выполнения этой государственной функции в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Под силами понимаются органы управления и подразделения пожарной охраны, под средствами – материально-технические средства (пожарные машины, пожарно-техническое вооружение, боевая одежда пожарных, огнетушащие составы и вещества и т.д.), предназначенные для обеспечения деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны, а также для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.

Меры правового характерапредполагают принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности, организационного — создание и организация деятельности пожарной охраны, экономического — разработка и реализация механизмов экономического и материального стимулирования разработки и выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, социального — привлечение граждан к обеспечению пожарной безопасности, научно-технического — применение научных знаний и достижений с целью разработки эффективных средств противопожарной защиты.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности является государственное регулирование в области обеспечения пожарной безопасности, направленной на создание условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Государственное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и содержание его заключается в установлении в нормах права и обеспечении государством общих правил поведения (деятельности) субъектов правоотношений в области пожарной безопасности и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.

Однако только этим не исчерпывается данная функция государственного управления. Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих общественные отношения в области обеспечения пожарной безопасности; координацию и установление общего направления деятельности участников правоотношений в области пожарной безопасности; всестороннюю защиту их законных интересов и прав: определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой государственной политике в области пожарной безопасности; установление порядка лицензирования и т.п.

Говоря о механизме государственного регулирования правоотношений в области пожарной безопасности, необходимо обратить внимания на различные уровнигосударственного регулирования. В условиях федеративного государства, каковым является Россия, это, прежде всего регулирование на уровне федерации и отдельных субъектов федерации. Весьма важными в этом отношении являются ст.71 и ст.73 Конституции Российской Федерации, устанавливающие предметы ведения Российской Федерации и отдельных субъектов федерации, в соответствие с которыми решение вопросов обеспечения пожарной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данная конституционная норма закреплена в нормах закона «О пожарной безопасности», которые устанавливают полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности.

Методыгосударственного регулирования правоотношений в области обеспечения пожарной безопасности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы;

2. Косвенные методы — экономические средства воздействия на регулируемые отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.

Реализация методов государственного регулирования осуществляется посредством исполнения функций системы обеспечения пожарной безопасности, к которым относятся:

— нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

— создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

— разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

— реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

— проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

— содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

— научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

— информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

— осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

— производство пожарно-технической продукции;

— выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

— лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

— тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

— учет пожаров и их последствий;

— установление особого противопожарного режима.

Рассматривая второе определение системы обеспечения пожарной безопасности, относящееся к области технического регулирования, необходимо уяснить, что содержательная часть данного определения включает законодательные предписания, направленные на обеспечение пожарной безопасности объектов защиты. При этом в соответствии с п.15 ст.2 Технического регламента под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

В ст.5 Технического регламента «Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты» законодательно закреплено, что:

1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Читайте так же:  Может ли племянница претендовать на наследство

3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Таким образом, понятие системы обеспечения пожарной безопасности в области технического регулирования существенно отличается от понятия системы обеспечения пожарной безопасности в области государственного управления, что очень важно при определении сферы их применения.

Федеральный законот 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст.3); Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст.2,5).

Какие функции возложены на систему обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности – это комплекс мер, а также сил и средств, которые направляются на профилактику и тушение пожаров, плюс на проведение спасательных операций. Проводимые при этом мероприятия относятся к правовым, организационным, научно-техническим, социальным и экономическим. Это обширная сфера, в которую вовлечены не только власти и специальные подразделения, но и другие объекты экономическо-производственной деятельности человека.

Система обеспечения пожарной безопасности по ФЗ

Поэтому основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются: вертикаль власти от основных государственных органов до управления поселковыми советами, предприятия и организации всех уровней собственности, а также граждане, которым не безразлична пожарная безопасность. При этом отметим, что сама безопасность определяется статьями федеральных законов.

В основные функции системы обеспечения пожарной безопасности входят ниже следующие пункты:

Система обеспечения пожарной безопасности решает проблемы, связанные с тушением пожаров, проведением спасательных операций, а при отсутствии экстремальных ситуаций полный контроль и профилактика.

Система обеспечения пожарной безопасности

В соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” система обеспечения пожарной безопасности – это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

Руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  • cистему предотвращения пожара;
  • cистему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система предотвращения пожара – это комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара. Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности;
  • сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • тушение пожаров;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.

Источники


  1. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

  2. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  3. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
  4. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  5. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
  6. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
Функции системы обеспечения пожарной безопасности – основные элементы, цель создания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here