Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ среднего проф

Самое важное в статье: "Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ среднего проф" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Содержание

Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ среднего профессионального образования

Ресурс для тех, кто хочет постоянно быть в курсе последних новшеств российского образования.

Актуальные документы

В нашей регулярно обновляемой базе можно найти и бесплатно скачать документы, относящиеся к системе образования России.

Чем регламентируется рабочее время педагогов СПО

Публикуем Письмо Минобрнауки России от 26.11.2015 № 06-1706 «О направлении разъяснений» (вместе с «Разъяснениями о продолжительности и режиме рабочего времени педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования»).

Сообщается, в частности, что нормируемой частью рабочего времени по выполнению учебной работы для таких преподавателей является:

  • норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 720 часов в год (норма 18 часов педагогической работы за ставку заработной платы — в случае применения такой нормы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности), если фактическая учебная (преподавательская) нагрузка преподавателя соответствует этой норме;
  • фактический объем учебной работы в год (в неделю), который может быть менее или более 720 часов педагогической работы в год (18 часов в неделю) в зависимости от различных условий работы образовательной организации (количества часов по учебному плану образовательной организации, количества групп, направлений подготовки, преподаваемой дисциплины, укомплектованности персоналом и других обстоятельств).

Исходя из этого, рабочее время каждого преподавателя может быть различным, зависящим от фактического объема учебной работы, то есть пропорционально уменьшаться — при ее уменьшении, и увеличиваться — при увеличении.

При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

При этом следует учитывать, что в организациях среднего профессионального образования преподавателям, норма часов учебной работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году.

Вступил в силу приказ Минобрнауки России о рабочем времени педагогов

28058

Пресс-служба Профсоюза. 17.06.2016 Печать

0

Министерством образования и науки Российской Федерации взамен приказа от 27 марта 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» принят приказ от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2016 года с регистрационным номером 42388.

Приказ Минобрнауки России № 536 является «приказом-спутником» ранее принятого ведомством приказа от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», поскольку оба эти приказа применяются во взаимодействии.

Принимая во внимание, что на последнем этапе подготовки приказа Минобрнауки России № 536 педагогическому сообществу навязывалось мнение о том, что вновь принимаемый нормативный правовой акт значительно ущемляет права педагогических работников, в том числе вводит обязательную «36-ти часовую отсидку» для учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, специалистами Общероссийского Профсоюза образования подготовлена сравнительная таблица положений нового и ранее действовавшего правового регулирования особенностей режима рабочего времени педагогических и иных работников образовательных организаций.

Общероссийский Профсоюз образования предлагает ознакомиться со сравнительной таблицей и подробными комментариями по каждому из принятых согласно приказу Минобрнауки России № 536 изменений порядка регулирования особенностей режима рабочего времени педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по сравнению с порядком, предусматривавшимся приказом Минобрнауки России № 69, утратившим свою силу.

Сравнительная таблица положений приказов Минобрнауки России от 27 марта 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» и от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» с комментариями эксперта Общероссийского Профсоюза образования Веры Понкратовой.

Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ среднего профессионального образования

Частью 6 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ рабочее время педагогических работников определяется как:

совокупность учебной (преподавательской) и

включая практическую подготовку обучающихся, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и исследовательскую работу,

а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом:

методическая, подготовительная, организационная, диагностическая,

работа по ведению мониторинга,

работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Тем самым, вся педагогическая нагрузка педагогического работника разделяется:

Читайте так же:  Особенности перепланировки квартиры по эскизу и образец чертежа

на учебную (преподавательскую) и воспитательную работу, и

на иные виды педагогической работы.

Оплата труда педагогических работников

При этом оплата труда педагогических работников производится, исходя:

  • из выполнения педагогическим работником всех видов своих трудовых обязанностей.

Предполагается, что выполнение всех видов работы, которые включены в должностные обязанности педагогического работника, исходя из содержания его трудового договора, в течение всего его рабочего времени:

  • оплачиваются в рамках выплаты оклада
  • с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, при наличии оснований для их назначения.

В рамках рабочего времени педагогического работника:

  • не имеется «оплачиваемых» и «неоплачиваемых» видов педагогического труда,
  • а также нет необходимости отдельно оплачивать работнику выполнение каждой его должностной обязанности по трудовому договору.

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются:

  • трудовыми договорами (служебными контрактами) и
  • должностными инструкциями.

Все они должны выполняться:

  • в пределах установленных ограничений продолжительности рабочего времени педагогического работника.

Основой для разработки трудовых договоров и должностных инструкций педагогического работника:

разработанная с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре и объему образовательной программы.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Исходя из статьи 333 «Продолжительность рабочего времени педагогических работников» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018):

для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени является сокращенной, не более 36 часов в неделю;

конкретная продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников в зависимости от должности и (или) специальности работника, с учетом особенностей их труда установлена Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с учетом изменений, внесенных приказом Минобрнауки России от 29.06.2016 № 755).

При этом для мастеров производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования:

  • продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы).

Для преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения:

в качестве нормы часов педагогической работы принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы;

эта норма составляет 720 часов в год за ставку заработной платы.

Преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования:

норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год,

определяется объем годовой учебной нагрузки из расчета на 10 учебных месяцев;

учебная нагрузка на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется;

верхний предел учебной нагрузки устанавливается для таких преподавателей в объеме не более 1440 часов в учебном году.

Данное нормирование не означает, что для этой категории педагогических работников:

все иные должностные обязанности, помимо учебной (преподавательской) работы,

не входят в состав должностных обязанностей;

все иные виды педагогической работы также обязательны для выполнения преподавателями, однако это ненормируемая часть их педагогической работы.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогического работника в пределах рабочей недели или учебного года:

определяется соответствующим локальным нормативным актом образовательного учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, с учетом:

  • количества часов по учебному плану,
  • специальности и
  • квалификации педагогического работника.

Исходя из Приложения 2 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601о продолжительности рабочего времени к учебной нагрузке педагогического работника относится:

объем выполнения учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом),

текущему контролю успеваемости,

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Таким образом, текущий контроль и аттестация обучающихся:

входят в состав учебной нагрузки педагогического работника, и

могут учитываться в составе учебной (преподавательской) работы в полном объеме, включая проведение текущего контроля самостоятельной работы обучающихся.

Учебная нагрузка педагогических работников

Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу:

определяется ежегодно на начало учебного года и

устанавливается локальным нормативным актом образовательного учреждения, осуществляющего образовательную деятельность,

принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников (при наличии такого представительного органа),

а также оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с педагогическим работником.

Изменить данный объем учебной нагрузки по инициативе педагогического работодателя в текущем учебном году:

исключение – объем учебной нагрузки преподавателя, определенный как 18 часов в неделю может быть снижен в связи с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, групп.

Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре:

допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме;

об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель (образовательное учреждение) обязан уведомить педагогических работников в письменной форме

не позднее, чем за 2 месяца до осуществления предполагаемых изменений,

за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

Учебная нагрузка и размер оплаты труда педагогических работников

В деятельности образовательного учреждения возможны случаи, когда происходит сокращение общего объема учебной (преподавательской) нагрузки в образовательном учреждении, в том числе, при сокращении объема часов, включенных в образовательную программу и относящихся к учебной (преподавательской) нагрузке, исходя из учебного плана.

Такое сокращение общего объема учебной (преподавательской) нагрузки не обозначает, что размер оплаты труда педагогических работников должен стать меньше:

в случае, если сокращение общего объема учебной (преподавательской) нагрузки позволит реализовать образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС),

такое сокращение объема учебной (преподавательской) нагрузки не может стать основанием для сокращения объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, следовательно, не может стать основанием для сокращения размера фонда оплаты труда в образовательном учреждении.

Читайте так же:  Как пожаловаться на участкового полиции

Высвобождающиеся в связи с сокращением учебной нагрузки средства фонда оплаты труда могут быть перераспределены, в том числе, в рамках изменения системы оплаты труда:

например, могут быть повышены размеры окладов, компенсационных и стимулирующих выплат;

тем самым, сам факт сокращения учебной (преподавательской) нагрузки не служит сам по себе основанием для сокращения оплаты труда педагогических работников,

хотя может послужить основанием для изменения системы оплаты труда в образовательном учреждении.

Помимо этого, политические требования к гарантиям повышения уровня оплаты труда педагогических работников не теряют своей актуальности, вне зависимости от уровня их учебной (преподавательской) нагрузки:

тем самым, образовательное учреждение заинтересовано не снижать общий уровень оплаты труда педагогических работников,

несмотря на возможное сокращение их учебной (преподавательской) нагрузки.

В этой связи возможным и вероятным последствием сокращения учебной (преподавательской) нагрузки педагогических работником является:

пересмотр системы оплаты труда в сторону увеличения размеров окладов, компенсационных и стимулирующих выплат

с целью сохранения общего размера фонда оплаты труда, а также достигнутого уровня оплаты труда педагогических работников.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191
«О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению.

Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ среднего профессионального образования

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Для педагогических работников установлен особый порядок определения максимальной продолжительности рабочего времени и нормы часов, за которую выплачивается ставка заработной платы. С марта 2015 года данный порядок обновлен приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее – Приказ № 1601), который начал действовать с 10 марта 2015 года.

Новый приказ

Изменена продолжительность

В соответствии с Приказом № 1601 продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников по-прежнему устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Однако по ряду должностей и специальностей максимальная продолжительность рабочего времени изменилась.
Приведем те должности (специальности), по которым изменилась максимальная продолжительность рабочего времени (Таблица № 1).

Изменения максимальной продолжительности рабочего времени педагогических работников

№ п/п Новый приказ № 1601 Ранее действовавший Приказ № 2075
1 Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается педагогам-библиотекарям Упоминание о педагогах-библиотекарях отсутствует
2 Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю:
— преподавателям специальных дисциплин 1–11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
— преподавателям 3–5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, 5–7 классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1–4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;
24 часа в неделю:
— преподавателям 1–2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, 1–4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ среднего профессионального образования

О.А. Курбангалеева,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Минобрнауки России упорядочило нормативную базу в части определения учебной нагрузки на педагогических работников и установления верхнего предела учебной нагрузки.

Свершилось!

Для педагогических работников статьей 333 Трудового кодекса РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Кроме того, в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда Минобрнауки России определяет:
— продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы);
— порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения;
— случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников.
Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 была утверждена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников. Но ни порядка определения учебной нагрузки, ни случаев установления верхнего предела учебной нагрузки в этом приказе не было. 10 марта 2015 года указанный приказ утратил силу, и ему на смену пришел новый приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее – Приказ № 1601).
Зарегистрирован в Минюсте России 25 февраля 2015 года за № 36204.

В отличие от своего предшественника Приказ № 1601 устанавливает не только продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) (приложение № 1), но и Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, и случаи ограничения учебной нагрузки педагогических работников верхним пределом (приложение № 2).

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Продолжительность рабочего времени для педагогов – это норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (п. 1 приложения № 1).
В пределах сокращенной продолжительности рабочего времени рабочее время различных категорий педагогических работников дифференцируется с учетом специфики их труда (п. 2 приложения № 1) .
Для некоторых категорий педагогических работников устанавливается продолжительность рабочего времени в неделю в часах (см. Таблицу № 1), для других – норма часов преподавательской или педагогической работы в неделю за ставку заработной платы (см. Таблицы № 2 и 3).

Читайте так же:  При каких заболеваниях дают инвалидность

Продолжительность рабочего времени

Категории педагогических работников Количество часов в неделю за ставку заработной платы Основание
— педагогические работники, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу ; 36 часов п. 2.1 Приложения № 1
Глава 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.
— старшие воспитатели организаций, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
— педагоги-психологи;
— социальные педагоги;
— педагоги-организаторы;
— мастера производственного обучения;
— старшие вожатые;
— инструкторы по труду;
— педагоги-библиотекари;
— методисты и старшие методисты организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
— тьюторы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
Тьютор (англ. tutor) – в условиях дистанционного обучения в интернет-среде: преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях; организует эффективное изучение курса, проводит очные и заочные семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Задачей тьютора является также проведение очных групповых тьюториалов (семинаров) для корректировки процесса самостоятельных занятий, освоения эффективных методов работы и обмена опытом; на тьюториалах широко применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, мозговой штурм (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь»).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

О финансировании учреждений, квалификации, рабочем времени и оплате труда педработников сферы СПО — рекомендации Минобрнауки

Минобрнауки России в адрес органов управления образованием субъектов РФ и образовательных организаций СПО для использования в работе письмом от 27.02.2018 № 06-341 направлены Методические рекомендации по обеспечению финансовых и кадровых условий реализации образовательных программ СПО в соответствии с новой моделью ФГОС по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (далее — Рекомендации).

Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендации содержат разделы:
1. Общие положения
2. Механизм финансового обеспечения предоставления СПО образовательными организациями субъектов Российской Федерации
3. Требования к квалификации педагогических работников
4. Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ СПО в соответствии с ФГОС
5. Основные подходы к системе оплаты труда педагогических работников

Источник: Письмо Минобрнауки России от 27.02.2018 N 06-341 и
Методические рекомендации по обеспечению финансовых и кадровых условий реализации образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с новой моделью федерального государственного образовательного стандарта по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям

Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ среднего профессионального образования

hichf0 53, ‘f1 ‘f2.

[2]

lochf0 7598; 2013, N

lochf0 6165; 2014, N

lochf0 hichf0 562, ‘f1’f2.

lochf0 56hichaf0dbchaf31505lochf0 6hichaf0dbchaf31505lochf0 ; N

lochf0 hichf0 2930, ‘f1’f2.

lochf0 hichf0 4217, ‘f1’f2.

lochf0 hichf0 4257, ‘f1’f2.

lochf0 4263; 2015, N

lochf0 hichf0 42, ‘f1 ‘f2.

lochf0 hichf0 53, ‘f1’f2.

lochf0 hichf0 3951, ‘f1’f2.

lochf0 hichf0 4339, ‘f1’f2.

lochf0 7241; 2016, N

[1]

lochf0 hichf0 8, ‘f1’f2.

lochf0 9,hichaf0dbchaf31505lochf0 lochaf0dbchaf31505hichf0 ‘f1’f2.

Рабочее время педагога: основные проблемы

Режим дня и отдыха педагога на практике вызывает немало трудностей. Что нужно знать об организации времени? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Как поступить, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Является ли выходным методический день? Рассмотрим нюансы.

Каковы особенности организации рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены?

Рабочий процесс педагога регулируется:

Итак, разберем по порядку основные аспекты.

Согласно статье 37 Конституции РФ «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду…; принудительный труд запрещен».

Трудовой кодекс дает четкое определение рабочему времени

, а именно, — «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством относятся к рабочему времени».

Отметим, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и отражать его в табеле учета рабочего времени.

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха

— время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.

Затем п. 1.1. Приказа № 536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образования устанавливают правила регулирования такого времени педагогов, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций.

Что же включается в рабочее время педагога?

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:

  • учебная (преподавательская) и воспитательная работа;
  • практическая подготовка обучающихся;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая и исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и др.)

Важно отметить, что законодательно нормы рабочего времени установлены только для выполнения педагогами работы, связанной с учебной (преподавательской) деятельностью, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки (нормируемая часть педагогической работы).

Читайте так же:  Как составить требование о включении в реестр требований кредиторов

К другой части педагогической работы работников, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Таким образом, педагог выполняет два вида работы

:
  • нормированная часть (преподавание);
  • другая часть педагогической работы.

Если с первой частью все понятно, то вторая требует уточнений.

Итак, другая часть педагогической работы требует затрат рабочего времени и регулируется:

  • педагогическими работниками самостоятельно

(подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ);

  • правилами внутреннего трудового распорядка
  • (ведение журнала и дневников обучающихся; организация и проведение методической и диагностической помощи родителям (законным представителям) обучающихся);

  • локальными нормативными актами
  • (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических и методических советов (объединений); выполнение индивидуальной работы с обучающимися);

  • трудовым договором
  • (выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами)).

    Внимание!

    В дни недели, когда организация функционирует, а педагог не занят преподавательской работой, свободен от выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется (п. 2.4. Приказа № 536).

    Что нужно знать педагогам, чтобы воспользоваться своим правом, не нарушив, никаких правил и норм?

    Одним из основных трудовых прав педагогических работников является их право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

    При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты (педагогам-психологам, старшим воспитателям дошкольных учреждений — 36 часов в неделю, старшим воспитателям других учреждений — 30 часов в неделю, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 часов в неделю и т.д.).

    Внимание!

    Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий педагогов, которым установлена годовая норма часов учебной работы за ставку заработной платы (например, 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам СПО и ОППО).

    Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года должно определяться соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

    Однако не определено, какими именно локальными нормативными актами необходимо регламентировать следующие направления деятельности:

    • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
    • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;
    • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях;
    • периодические кратковременные дежурства в период осуществления образовательного процесса.

    Поэтому ОО самостоятельно должно определять, какими конкретно ЛНА будет регулироваться такая деятельность. Например, это могут быть «Порядок участия педагогических работников в работе методических советов»,

    «Должностная инструкция дежурного администратора» и др.

    Конечно, совсем без регламентации ненормируемой части рабочего времени не всегда можно обойтись, поэтому локальными нормативными актами следует регулировать лишь ту часть ненормируемого рабочего времени, в пределах которой педагогические работники обязательно должны выполнять работу непосредственно в ОО. А какое конкретно количество часов следует отвести на выполнение такой работы, руководитель должен определить самостоятельно, исходя из особенностей своей организации, с учетом контингента обучающихся и их законных представителей, кадрового состава, материально-технического оснащения и т.п.

    Внимание!

    Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой.

    Отметим, что педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий графики.

    Является ли выходным методический день?

    Нет, поскольку такие дни предоставляются с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог в этот день находиться вне организации, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

    Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у педагога оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

    Какие документы регламентируют процесс организации режима дня и отдыха?

    К таковым относятся:

    • график предоставления дополнительных дней отдыха;
    • заявление об установлении (отмене) неполного рабочего времени;
    • график отпусков;

    [3]

  • заявление о предоставлении отпуска;
  • приказ (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику (работникам)
  • ;

  • записка-расчет о предоставлении отпуска работнику;
  • табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку.
  • А как на практике?

    На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы, не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

    Сегодня законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. Например, за педагогическую или учебную работу, выполняемую педагогом с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной работы (п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601).

    Таким образом, пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Работодателю необходимо минимизировать такие переработки, учитывая рабочее время, распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни.

    Читайте так же:  Социальная ипотека – реальная помощь бюджетникам от государства

    Рабочее время преподавателя СПО

    Какая рабочая неделя предусмотрена для преподавателя СПО? Если педнагрузка составляет 18 часов в неделю, то есть 3-4 часа в день. В нашем учреждении предусмотрен график дежурств в течение дня, до 22.00 один-два раза в месяц, так как студенты пребывают круглосуточно. Нарушаем ли мы их права? Можно ли для выполнения данной работы сослаться на приказ минобр№536?

    Как раз можете ссылаться на приказ Минобрнауки России от 11.05.2016

    «Об утверждении Особенностей режима

    рабочего времени и времени отдыха

    педагогических и иных работников

    (Зарегистрировано в Минюсте России

    01.06.2016 N 42388)

    Смотрите трудовой договор. Если происходит нарушение трудовых прав-можно обратиться в прокуратуруу и трудовую инспекцию. Из Вашей информации пока не усматривается нарушений.

    «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)

    Статья 100. Режим рабочего времени

    Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 100 ТК РФ

    Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    Да, нарушаете права. Поскольку до 22 часов слишком много. Вы превышаете норму времени которая возможна в этом случае.

    Согласно приказу Минобрнауки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» — учебная нагрузка должна быть чётко прописана в трудовом договоре работника.

    Если смотреть в отношении именно СПО, то максимально допустимая нагрузка преподавателя СПО 1440 часов в год, т. е. в среднем — 36 часов в неделю. (это общая нагрузка, вместе с педагогической).

    Так что для определения, нарушаете вы права или нет, постичтайте общую недельную нагрузку.

    А причём студенты?

    Они не работают.

    Нагрузка преподавателя СПО указана в трудовом договоре согласно ст. 57 ТК РФ.

    Никто не запрещает работать больше.

    Зачем Вам приказ?

    Здравствуйте. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»:

    7.2. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году — в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году — в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

    7.3. Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной,

    физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.

    Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

    Таким образом, Марина., если в правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения не прописано, что Вы обязаны эту работу делать в вузе, то Вы вправе ее выполнять вне учреждения (на-пример, дома, в библиотеке и т.д.). Для сведения Статья 333. ТК Продолжительность рабочего времени педагогических работников

    Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Желаю удачи. В.

    Источники


    1. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.

    2. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

    3. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
    4. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
    5. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
    6. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
    Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ среднего проф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here