Особенности кадастровой оценки недвижимости кто проводит процедуру и как узнать результаты

Самое важное в статье: "Особенности кадастровой оценки недвижимости кто проводит процедуру и как узнать результаты" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Методика и порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по ФСО №4

Так как ведение оценочной деятельности объектов недвижимого имущества различных форм собственности в Российской Федерации всегда осуществлялось с достаточно большим трудом, в 2010 году был принят специализированный стандарт, направленный на формирование методик определения кадастровой стоимости.

Общеизвестное его название – «ФСО №4», что расшифровывается как «Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости»».

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-61 . Это быстро и бесплатно !

О том, что такое государственная оценка недвижимости, вы можете узнать на нашем сайте.

Толкования понятия

Толкований понятия «кадастровая стоимость» на данный момент достаточно много – его дают и юристы, и судьи, к которым обращаются с просьбой о толковании тех или иных нормативных актов.

Для того, чтобы разночтения в этом понятии убрать, законодатель дал собственное определение, которое теперь считается обязательным для применения.

Определение это зафиксировано в ФСО №4 и закрепляет толкование кадастровой стоимости объектов недвижимости как результат массовой оценки методом группировки по идентичным признакам тех или иных зданий, помещений или земельных участков.

При этом, такой результат будет считаться рыночной ценой для таких объектов. В том же случае, если произведение установления такой цены с помощью массовой оценки невозможно, ее определение должно производиться путем индивидуального анализа.

При этом, подвергаться процедуре могут не только объекты т.н. «открытого рынка» (то есть те, доступ к которым открыт, и они могут свободно переходить от одного собственника к другому путем передачи прав на них), но и «закрытого» сегмента (например, здания или земельные участки, принадлежащие на праве управления Министерству обороны или Министерству внутренних дел).

Об особенностях расчета кадастровой стоимости читайте в нашей статье.

Законодательный регламент

Какие нормативные акты регламентируют процедуру? Так как проведение процедуры – процесс достаточно сложный, она регламентируется целым спектром нормативных актов, принятых на различных уровнях – от федеральных законов до ведомственных приказов.

Сюда также относятся и пять стандартов, где зафиксированы требования проведения мероприятий по формированию стоимости.

К основным нормативным актам, в соответствии с которыми должна будет осуществляться оценочная деятельность, относятся:

  1. Федеральные законы «Об оценочной деятельности», «О государственном кадастре недвижимости» и иные, регламентирующие оборот и оценку недвижимости в Российской Федерации.
  2. Постановления Правительства, посвященные государственной кадастровой оценке и установлении Правил ее проведения.
  3. Федеральные стандарты оценки (под номерами 1-5), утвержденные приказами Министерства экономического развития, призванные упорядочить мероприятия по проведению этого процесса (сюда входит и наиболее известный ФСО №4, который непосредственно регламентирует оценочную деятельность кадастрового фонда Российской Федерации).

Этот перечень нормативных актов полным не является, так как вплоть до настоящего времени осуществляется его изменение с учетом устаревших и внесения в него новых, а также за счет регулярного пополнения внутриведомственными актами и предписаниями для организаций, осуществляющих на основе заключенных государственных контрактов мероприятия по определению стоимости фонда объектов недвижимости в Российской Федерации.

Порядок грамотной оценки

ФСО №4 регламентирует не только то, как именно надо понимать понятие, но и тот порядок действий, который должен быть полностью соблюден при осуществлении грамотной оценки.

Кто определяет стоимость? Её определяют оценочные организации.

Порядок определения обязателен к исполнению абсолютно всеми оценочными организациями независимо от используемых ими технологий:

  • Заключение государственного контракта (в настоящее время это требование является обязательным с целью избежать возможной коррупциогенности в этой сфере государственных закупок), в техническом задании которого обязательно должен быть указан перечень объектов, подлежащих оценке.
  • Сбор сведений о рынке недвижимости, которая подлежит оценке (в том числе, и о рыночных ценах на схожие объекты).
  • Определение тех факторов, на основе которых будет формироваться цена.
  • Сбор сведений по этим факторам (с детальной проработкой ключевых требований к ним, например, уровень развитости инфраструктуры).
  • Группировка анализируемых и оцениваемых объектов по их ключевым признакам.
  • Получение сведений о рыночном состоянии конкретных групп.
  • Построение модели, на которой будет формироваться итоговая стоимость.
  • Анализ качественных результатов проработки построенной модели.
  • Итоговый расчет.
  • Формирование отчета по результатам.
  • После проведения всех указанных мероприятий готовый отчет направляется заказчику (в роли которого выступают территориальные органы Росреестра) для детальной проверки полученной информации и последующего внесения изменений в имеющийся реестр.

    Перечень объектов

    Как уже говорилось выше, оценка осуществляется для всех абсолютно объектов недвижимого имущества, независимо от того, присутствуют они на открытом рынке, или рынок их оборота закрыт или ограничен.

    Процедура должна производиться для всех форм собственности недвижимости (будь то муниципальная, федеральная или частная собственность).

    К основным объектам, которые должны быть проанализированы с целью получения информации об их стоимости, относятся:

      земельные участки (как находящиеся в единоличном пользовании, в том числе и для ведения приусадебного хозяйства, так и входящие в состав кооперативов и товариществ различных форм);

    жилые и нежилые здания (включая те, где строительство еще не завершено);

  • жилые и нежилые помещения (офисы, квартиры, внутренние, отдельно эксплуатируемые помещения различного имущественного фонда, например, помещения военных казарм, имеющие отдельные входы, которые используются для особых нужд, таких, как проживание обслуживающего персонала).
  • О том, как узнать кадастровую стоимость здания по адресу или по кадастровому номеру, а также о том, как узнать ее у жилого дома по адресу или по кадастровому номеру, читайте на нашем сайте. Узнайте также о способах определения стоимости нежилого коммерческого помещения.

    Требования к проведению

    ФСО №4 определяет перечень обязательных требований, которые должны быть четко соблюдены независимо от того, какая оценочная организация исполняет полученный заказ. К таким требованиям относятся:

    1. Проведение оценки того перечня недвижимости, информация о которых имеется в распоряжении органов Росреестра на дату ее проведения.
    2. Выбор методов, а также моделей проведения всех мероприятий возлагается целиком на оценивающую организацию, но обязательно должен быть соблюден установленный законодателем порядок осуществления.
    3. При проведении мероприятий оценивающая организация (или единоличный оценщик) не должна учитывать существующих ограничений прав и иных форм обременений, наложенных на такие участки (исключение составляют те сервитуты, установленные законодателем и подлежат обязательному учету).
    4. В случае отсутствия информации для формирования сведений о комплексной массовой оценки приведенного перечня объектов недвижимости, оценивающая организация должна сформировать информацию о стоимости, обработав представленный материал в индивидуальном порядке.
    Читайте так же:  Виды медицинской помощи в рф

    Где отражаются результаты?

    После того, как сформированный отчет тех или иных объектов был передан в органы Росреестра, наступает этап его экспертизы с целью установления достоверности сведений, отраженных в нем.

    Это необходимо, чтобы избежать возможных ошибок в полученных результатах, так как повторная процедура будет производиться не ранее, чем через пять лет, а данные будут занесены в соответствующие реестры.

    Все сведения, полученные в результате деятельности оценочных организаций, будут внесены в Государственный кадастр недвижимости, где будут содержаться как дополняющая основную информация по имеющимся объектам.

    В том случае, если оценке подверглись какие-то здания или земельные участки, не внесенные до этого в реестр, сведения на них подлежат особой проверке с последующим формированием информации на них.

    О порядке предоставления сведений об объектах недвижимости из государственного кадастра недвижимости, а также об основных принципах и проблемах ведения ГКН вы можете узнать на нашем сайте.

    Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется достаточно сложным методом анализа представленных факторов.

    Подробно деятельность по формированию такой информации регламентирована в Федеральных стандартах оценки (наиболее подробно – в ФСО №4), где отражены как ключевые требования к осуществлению такой деятельности, так и подробный порядок ее выполнения.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-44-61 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    Проведение государственной кадастровой оценки на территории России урегулировано отдельным федеральным законом

    Кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения (и иных предусмотренных законодательством целей), в том числе, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта.

    Кадастровая оценка проводится по решению уполномоченного регионального исполнительного органа государственной власти, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ.

    Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением внеочередной оценки. Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении оценки. Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ.

    Подготовка к проведению оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости. Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Для сбора и обработки такой информации правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.

    Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет.

    Уполномоченный орган субъекта РФ в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в нем результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта, который вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

    Орган регистрации прав в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом ее определения, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дне подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в специальной комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

    Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, кроме отдельных положений. К отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

    Зачем нужна, кто проводит и какие нюансы нужно знать о кадастровой оценке

    Кадастровая оценка проводится для корректного налогообложения объектов недвижимости. Сделать ее необходимо при оплате налога на жилплощадь, продаже, разделе. Сведения о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости вносятся в общий реестр.

    Общие понятия и термины

    По сути, кадастровая оценка объектов недвижимости должна отображать реальную рыночную цену объекта, но это не всегда так, зачастую кадастровая ниже. Оцениваться могут любые объекты недвижимости.

    Совет! Цены на недвижимость, в частности жилые, помещения нестабильны, поэтому рекомендовано проводить переоценку регулярно – каждые 5 лет.

    При оценке применяются такие методы:

    1. Массовой оценки.
    2. Индивидуальный подход. Этот вариант распространен, если первый метод не может дать достоверных результатов или его невозможно применить.

    Кадастровая оценка необходима при взыскании налога на имущество.

    Статистика! В 2016 году было много нареканий на то, что есть отличие между кадастровой и рыночной стоимостью объектов жилого и нежилого фонда, земли в несколько раз.

    Основой для расчета кадастровой стоимости являются:

    • локация объекта и его планировка;
    • инфраструктура – наличие и развитие ее;
    • престижность района расположения.

    Не повлияют на кадастровую оценку: наличие или отсутствие ремонта, состояние сантехники, вид из окна и другие подобные аспекты.

    Благоприятность условий оказывает прямое влияние на оценку.

    Для чего нужна оценка

    Кадастровая оценка призвана обеспечивать реальную и полную уплату налогов за недвижимость при ее продаже, покупке, разделе. Этот критерий применим в таких случаях:

    1. Купля-продажа недвижимости.
    2. Раздел имущества.
    3. При расчете налога на недвижимость, если в собственности гражданина больше 20 кв метров.
    4. При покупке жилья в ипотеку.
    5. В случае передачи объекта государственной собственности в аренду. Кадастровая оценка нужна для формирования арендной платы.
    6. При страховке объекта. Страховые компании в таком случае требуют такого рода данные.

    Внимание! Если вы не согласны с результатами оценки, обжаловать их можно в суде.

    Кто проводит оценку?

    Методы расчета разработаны Минэкономразвития РФ. Этот же орган занимается документацией, нормами. Ними пользуются уполномоченные государством оценщики. Все методические правила прошли согласование с исполнительными органами.

    Территориальное отделение государственной службы есть во всех крупных населенных пунктах. Необходимо подать заявление в установленной форме, также нужны некоторые документы, для того чтобы заявление приняли, а именно:

    1. Документ, подтверждающий право собственности на недвижимость, которая будет оцениваться. Подается копия.
    2. Акт обследования, он является основанием, по которому объект недвижимости будет снят с учета, и не будет продолжать свое существование.
    3. Планы – технический, межевой.
    4. Документы, которые подтверждают категорию участка. Подается копия.
    5. Квитанция об оплате госпошлины.
    Читайте так же:  Привлечение представителя в судебном процессе

    Прежде чем проводить оценку, уполномоченное лицо заключает договор, в нем прописываются все объекты, которые подлежат оценке.

    Специалист определяет метод оценки, а дальше собирает все необходимые данные для ее проведения. На основе полученных данных происходит расчет. Для этого используются формулы. Результаты переносятся в реестр. На руки заказчик получает кадастровый паспорт.

    Если оценка уже была проведена ранее и нужна только выписка, ее можно заказать без переоценки, если в ней нет необходимости. Для этого вам потребуется подать такие документы:

    1. Заявление.
    2. Паспорт.
    3. Документ, подтверждающий право собственности.
    4. Технический паспорт недвижимости.

    Собрав комплект документов, и обратившись в кадастр, на руки вы получаете расписку, в которой указанна дата, когда вы сможете получить выписку. Также кадастровую стоимость можно узнать на официальном сайте Росреестра.

    Нюансы расчета

    Все расчеты осуществляются без учета индивидуальных характеристик, как раз это становится причиной того, что рыночная стоимость выше кадастровой, ведь множество факторов, в том числе новый ремонт, наличие техники, даже вид из окна, повышают стоимость квадратных метров.

    Источниками для формирования кадастровой стоимости являются:

    • Информация из реестров относительно сделок с аналогичной недвижимостью, которая находится неподалеку.
    • Сайты, СМИ, в которых имеются объявления о недвижимости.
    • Отчет о рыночной стоимости.

    Расчет стоимости земли, жилых и нежилых помещений во многом зависит от площади объекта. При высчитывании кадастровой стоимости участков земли ключевое значение имеет целевое использование земли.

    Если дело касается жилых домов, то важным аспектом будет материал, из которого он изготовлен, эти данные есть в техпаспорте сооружения. В случае, когда поблизости имеется объект с похожими параметрами, и имеется факт сделки по купле-продаже ее, то применяется сравнительный метод, стоимость обоих объектов должна быть схожей.

    Все полученные данные, отчет направляются в исполнительный орган, он утверждает полноту и правильность расчетов. Если показатели в норме, то данные могут использоваться для начисления налогов.

    Оспаривание кадастровой стоимости

    Иногда кадастровая стоимость не устраивает заявителя оценки. В таких случаях ее можно оспорит в суде или представить на суд комиссии, которая рассматривает подобные споры.

    Основой для подачи заявления на рассмотрение в суд являются результаты независимой оценки коммерческой компании. Основание – отличия от рыночной стоимости, установленной компанией и государственными оценщиками.

    В состав последней входят по одному представителю от:

    1. Органа исполнительной власти.
    2. Органа, которым осуществлено оценку.
    3. Органа кадастрового учета.
    4. Организации оценщиков.
    5. Нацсовета по оценке недвижимости.

    Специфика работы комиссии:

    • Обращение в нее можно оформить не позже, чем через 6 месяцев после проведения оценки.
    • Комиссия должна единогласно проголосовать за пересмотр расчетов.
    • Подавать заявление в комиссию может владелец или другое заинтересованное лицо.
    • На суд комиссии можно выносить оценки, которые были рассчитаны с использованием недостоверных данных, а также, если рыночная цена была установлена в момент установления кадастровой.
    • По результатам работы комиссии могут быть приняты 2 варианта решения: отклонить или пересмотреть.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Разного рода ошибки в документах – это не редкость. Могут они возникнуть и в кадастровой оценке, ведь человеческий фактор задействован. Закон определяет такие виды ошибок, которые влияют на кадастровую стоимость:
    1. Единичная техническая. Это может быть описка, опечатка, арифметическая ошибка и т.п.
    2. Системная техническая. Те же самые типы ошибок, но допущенные при расчете стоимости нескольких объектов.
    3. Единичная методологическая (несоответствие расчетов, используемой методике).
    4. Системная методологическая – аналогично предыдущему пункту, но применимо к нескольким объектам оценки.

    Обращаться за исправлением ошибок любого типа можно, написав заявление или через форму обратной связи на портале государственных муниципальных услуг. Причем это можно сделать в ограниченный период. Со дня принятия акта об утверждении результатов оценки и до момента принятия акта.

    Обращение должно включать:

    1. Ф.И.О. физлицаилинаименование юридического лица, которое подает обращение,если расчетом затронуты права и обязанности.
    2. Кадастровый номер/адрес объекта.
    3. Суть обращения – можно указывать по желанию номера страниц отчета, где допущены ошибки.
    4. Информация – нужны ли разъяснения, относительно расчетов.

    Важно! Результатом процесса рассмотрения будет решение о пересчете, если ошибки обнаружены, или отказ, если они не подтверждены.

    Процесс кадастровой оценки имеет большое значение для полноты наполнения государственного бюджета через налогообложение. Без проведения оценки невозможно осуществлять операции по купле-продаже недвижимого имущества и ряд других юридически значимых действий.

    Кадастровая оценка недвижимости может быть оспорена ее владельцем

    «Минимизировано участие государства в этом процессе. Раньше кадастровая оценка администрировалась на уровне федерального органа. Новая концепция предусматривает передачу таких полномочий профессиональному сообществу – оценщикам и саморегулируемым организациям оценщиков», – заявил газете ВЗГЛЯД начальник управления оценки объектов недвижимости Росреестра Алексей Штейников.

    Правительство ведет разговоры о введении единого налога на недвижимость еще с 1997 года. В 2011 году президент Дмитрий Медведев в бюджетном послании заявил, что налог нужно ввести уже в 2012 году. Правда, в Минфине считают, что введение этого налога возможно не ранее 2014 года. До конца этого года Росреестр только закончит кадастровую оценку объектов недвижимости, на основе которой будет высчитывать новый налог.

    Недавно Минфин рассказал о своем видении налога на недвижимость для простых граждан. Дома и квартиры должны облагаться налогом на недвижимость по ставке в диапазоне от 0,01% до 0,05%. Получается, что владелец квартиры в Москве стоимостью 8 млн рублей должен будет раз в год платить налог на недвижимость в размере как минимум 8 тыс. рублей. Впрочем, конкретные размеры ставок будут определены во второй половине или ближе к концу текущего года.

    О том, как идет работа по кадастровой оценке недвижимости в России, будет ли она закончена в срок и как сможет россиянин оспорить эту оценку, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал начальник управления оценки объектов недвижимости Росреестра Алексей Штейников.

    ВЗГЛЯД: Кадастровая оценка происходит на основе данных о кадастре недвижимости. Как создается кадастр объектов недвижимости и земельных участков? Какие технические средства используются для его создания? Как часто обновляются эти данные? Кадастр охватывает всю Россию?

    А. Ш.: В соответствии с законодательством кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Возможны два варианта наполнения кадастра: в заявительном порядке, когда по инициативе правообладателя сведения об объекте недвижимости включаются в кадастр недвижимости. Второй вариант – когда государством в массовом порядке проводятся работы по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о всех объектах недвижимости, на которые ранее были выданы документы.

    Очевидно, что в заявительном порядке кадастр недвижимости будет создаваться не одно десятилетие. Как правило, мотивация правообладателя по учету его объекта недвижимости возникает только тогда, когда проводятся какие-либо операции с его объектом, например оформление сделки купли-продажи. Вместе с тем стоит задача по созданию кадастра недвижимости, на основе которого будет проведена кадастровая оценка всех объектов недвижимости для целей налогообложения с целью создания устойчивого источника формирования доходной части местных бюджетов.

    Читайте так же:  Как правильно составить акт приема передачи дел при увольнении образец

    Работы по включению в кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках были проведены еще в 2004–2005 годах. В этой связи можно сказать, что кадастр недвижимости в отношении земельных участков уже создан. С 2006 года введен земельный налог от кадастровой стоимости, поэтому для каждого земельного участка определена его кадастровая стоимость и внесена в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость – величина непостоянная и меняется во времени в связи с изменением рыночной конъюнктуры и инфраструктуры территорий. Поэтому с определенной периодичностью, в соответствии с законодательством не реже чем один раз в пять лет, проводится актуализация результатов определения кадастровой стоимости.

    Для включения сведений в государственный кадастр недвижимости об объектах капитального строительства (здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства) необходимо проинвентаризировать все технические паспорта на такие объекты, оформленные БТИ. В соответствии с поручением правительства РФ по введению налога на недвижимость стоит задача по созданию реестра всех учтенных БТИ объектов недвижимости на территории Российской Федерации. Кроме того, необходимо провести кадастровую оценку таких объектов. При этом завершены эти мероприятия должны быть до 2013 года.

    ВЗГЛЯД: На какой стадии работы по кадастровой оценке недвижимости?

    [2]

    А. Ш.: В 12 субъектах работы по кадастровой оценке уже завершены. Сейчас близится к завершению оценка еще в 29 регионах. В оставшихся 42 регионах уже объявлен конкурс по выполнению кадастровой оценки, до конца 2012 года эта оценка будет завершена.

    ВЗГЛЯД: Каким образом до сих пор происходила система оценки стоимости объектов недвижимости в России? Как теперь проходит процедура кадастровой оценки? Какой метод используется при оценке, и каковы основные отличия от старого метода?

    А. Ш.: До 2011 года порядок проведения государственной кадастровой оценки устанавливался правительством Российской Федерации. Кроме того, государством утверждались методики проведения оценки и осуществлялась проверка результатов. Сейчас концепция кадастровой оценки кардинально изменилась, можно сказать, что прошла ее коренная модернизация.

    Во-первых, кадастровая оценка сейчас проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Во-вторых, минимизировано участие государства в этом процессе. Раньше кадастровая оценка администрировалась на уровне федерального органа – Роснедвижимостью, затем Росреестром. Новая концепция предусматривает передачу таких полномочий профессиональному сообществу – оценщикам и саморегулируемым организациям оценщиков (СРО). Сейчас оценщик сам вправе выбрать подходы и методы проведения кадастровой оценки, а саморегулируемые организации проверяют результаты этой оценки.

    ВЗГЛЯД: То есть теперь при оценке недвижимости будут учитываться такие факторы, как месторасположение квартиры, ее состояние, и не будет ситуаций, когда старая квартира в центре Москвы стоит дешевле, чем новостройка с евроремонтом на окраине столицы? Новая схема оценки недвижимости будет более справедливой?

    А. Ш.: В настоящий момент для налогообложения (налога на имущество физических лиц) используется инвентаризационная стоимость, которую рассчитывают БТИ. Эта стоимость рассчитывается по методикам, которые были разработаны еще в 60–70-х годах. Она учитывает только стоимость затрат на воспроизводство аналогичного объекта, затраты на строительные материалы и т. д. Данный подход не учитывает рыночной составляющей и месторасположения объекта. Порою инвентаризационная стоимость квартиры в Москве ниже, чем такая стоимость аналогичной квартиры в Сибири или на Урале. Это неправильно, так как очевидно, что рыночная стоимость недвижимости в Москве больше.

    Кадастровая оценка как раз учитывает рыночные факторы и основана на рыночных принципах оценки. В этом смысле она является объективной, а налогообложение по такой стоимости будет более справедливым.

    ВЗГЛЯД: Какие механизмы существуют для того, чтобы оценщик не сумел занизить или завысить кадастровую стоимость объекта в чьих-либо интересах, например в интересах желающего уйти от уплаты части налога собственника?

    А. Ш.: У заказчика работ (это органы власти субъекта РФ, а до 2013 года также Росреестр) как таковых инструментов давления на оценщика или влияния на его деятельность нет. В законодательстве провозглашен принцип независимости оценки.

    Например, когда нотариус заверяет документ, например договор купли-продажи, вы с этим документом идете дальше совершать правовые действия. И никто не подвергает сомнению действия нотариуса, его печать, его подпись. Такая же ситуация и с оценщиком.

    Это лицо, которое законодательством уполномочено оценивать объекты недвижимости. К нему предъявляется ряд требований. Во-первых, он должен быть членом саморегулируемой организации оценщиков, во-вторых, он должен застраховать свою ответственность. Он несет персональную ответственность за результат оценки, и никто – ни заказчик, ни иное лицо – не имеет возможности повлиять на его профессиональное суждение.

    Существует также институт экспертизы результатов оценки. Эту экспертизу имеет право проводить только саморегулируемая организация оценщиков, членом которой является оценщик. В рамках кадастровой оценки результаты оценки подлежат обязательной экспертизе. Оценщик должен сдать свой отчет об оценке саморегулиремой организации, которая должна дать заключение о соответствии или несоответствии законодательству такого отчета. Только после этого заказчик принимает решение о приемке отчета.

    ВЗГЛЯД: Может ли собственник объекта недвижимости оспорить результаты кадастровой оценки, если он с ней согласен?

    А. Ш.: Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его объекта недвижимости не является достоверной, то имеется два способа, как оспорить оценку. Первый вариант – в судебном порядке, путем обращения в арбитражный суд. По решению суда в государственный кадастр недвижимости будут внесены необходимые изменения.

    Второй вариант – решить спор во внесудебном порядке. Если налогоплательщик не согласен с кадастровой оценкой своей недвижимости, он может подать заявление в специальную комиссию по оспариванию кадастровой стоимости. Это постоянно действующая комиссия, которая функционирует в каждом регионе. В нее входят представители органов власти субъекта РФ, Кадастровой палаты, территориального управления Росреестра и Национального совета об оценочной деятельности. Комиссия в течение месяца обязана рассмотреть заявление и принять соответствующее решение.

    У налогоплательщика может быть два основания для оспаривания кадастровой стоимости объекта в комиссии. Если он не согласен с исходными данными, которые использовал оценщик. Например, по его документам площадь земельного участка одна, а оценщик определял стоимость по другой площади.

    Второе основание – когда налогоплательщик приносит в комиссию отчет об определении рыночной стоимости его объекта недвижимости. В этом случае комиссия даже не имеет права подвергать сомнению результаты этой рыночной оценки и обязана принять решение о пересмотре кадастровой стоимости объекта. Если рыночная стоимость, которую определил оценщик, отличается от кадастровой более чем на 30%, заявитель должен также принести в комиссию заключение от СРО на этот отчет.

    ВЗГЛЯД: Как часто комиссии выносят решение в пользу налогоплательщика?

    А. Ш.: Комиссия в большинстве случаев принимает решение в пользу налогоплательщиков. Как показывает практика, в большинстве случаев налогоплательщики оспаривают кадастровую стоимость в комиссии по основанию определения рыночной стоимости.

    ВЗГЛЯД: Росреестр собирается ввести Фонд данных кадастровой оценки. Что это даст гражданам? Какую информацию они смогут получить, для каких целей использовать?

    Читайте так же:  Образец справки об алиментах для соцзащиты и где ее получить

    А. Ш.: Фонд включает в себя две составляющие. Первая часть фонда, которую мы сейчас разрабатываем и к концу года планируем завершить, – это опубликование результатов оценки, а также подходов к расчету стоимости, которые применял оценщик. Когда у налогоплательщика возникнет какой-то вопрос по оценке кадастровой стоимости его объекта недвижимости, он сможет с помощью фонда найти в понятной форме информацию о том, из чего складывается кадастровая стоимость его объекта недвижимости, какие факторы использовались при оценке, кто предоставил эти сведения и т. д.

    Вторая составляющая фонда – это мониторинг рынка недвижимости. Росреестром в 2011 году разработана автоматизированная информационная система мониторинга рынка недвижимости и размещена на портале Росреестра, однако пока в закрытом режиме. В ближайшее время мы намерены открыть публичный доступ к этой информации. Данный ресурс включает сведения о ценах зарегистрированных Росреестром сделок с объектами недвижимости на территории РФ. Можно получить сведения о цене сделки для конкретного объекта в конкретном регионе, городе, улице. Кроме того, система содержит данные о характеристиках таких объектов недвижимости.

    Интерес профессиональных участников рынка недвижимости: оценщиков, риелтеров и девелоперов – к этой системе очень высок. Мы надеемся, что открытие публичного доступа к этому ресурсу будет способствовать формированию более цивилизованных отношений на рынке недвижимости.

    [3]

    Беседовала Ольга Самофалова

    Поделиться ссылкой в социальных сетях:

    Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

    Как и кто проводит государственную кадастровую оценку объектов недвижимости

    Автор: Елена Иванова

    Что такое кадастровая стоимость объектов недвижимости, как и где получить о ней сведения, мы рассказали в предыдущих статьях. Но, получив эту информацию, многие задаются очередными вопросами: как проводится кадастровая оценка недвижимости на практике? И кто принимает решение о проведении оценки? Ответы – в нашей сегодняшней публикации.

    Итак, по порядку. Решение о проведении государственной кадастровой оценки (ГКО) принимаются по инициативе региональных или местных органов власти (орган власти). Проводится оценка не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

    Чтобы начать процесс переоценки представители власти на местах отправляют запрос в региональный филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». Кадастровая палата Росреестра формирует на основании этого запроса перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, и передает его в орган власти.

    Затем орган власти выбирает оценщика. Для этого проводят конкурс на проведение работ по проведению ГКО. С той оценочной организацией, которая выиграла, и заключается договор для исполнения работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

    После завершения оценки орган власти утверждает ее результаты, для этого издаёт специальный нормативно-правовой Акт. В обязательном порядке публикует итоговые данные, а также передает их в региональный филиал Кадастровой палаты Росреестра, сотрудники которого вносят результаты оценки в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

    Теперь подробно о том, как и кто проводит на практике оценку объектов недвижимости. Иначе говоря, о работе самих оценщиков. Во-первых, организация-победитель конкурса на проведение ГКО обязана строго руководствоваться требованиями законодательства об оценочной деятельности.

    Во-вторых, использовать для определения кадастровой стоимости ценовую информацию рынка недвижимости. Среди исследуемых факторов: расположение объекта недвижимости, район, в котором он находится, наличие инфраструктуры, близость к дорогам и к объектам социнфраструктуры (магазины, школы, больницы, рынки), назначение объекта, материал наружных стен и т.д. Все эти сведения помогают оценщикам прийти к правильным выводам.

    При определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в ходе проведения ГКО оценщики распределяют их по группам – по принципу подобности. Для каждой моделируется единая оценочная формула (модель оценки). А потом на основе этого рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов, входящих в данную группу.

    Кроме того именно оценщиками в ходе работ определяются удельные показатели кадастровой стоимости (стоимость 1 кв. метра в рублях) для каждой группы. Умножение его на общую площадь – будь то квартиры, комнаты, земельного участка, гаража – и дает результирующую кадастровую стоимость.

    С порядком проведения государственной кадастровой оценки – теперь вы знакомы. А что делать в случае несогласия с этими результатами или с кадастровой стоимостью вашего объекта недвижимости? Ответ прост – оспаривать его. Каждому собственнику закон даёт такое право. Подробнее о способах оспаривания ГКО – расскажем в следующий раз.

    Поделиться ссылкой в социальных сетях:

    Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

    Оспаривание кадастровой оценки: нюансы процедуры

    Руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры»

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Почти на протяжении года в России действует новый порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ).

    Рассмотрим некоторые нюансы, встречающиеся собственникам и арендаторам объектов недвижимости на этом пути.

    Напомню, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 11-13 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем (физическим или юридическим лицом), а после 15 сентября 2015 года – административным истцом в судебном порядке.

    Причем для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абз. 3 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления (абз. 37 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    Необходимо помнить, что при обращении в комиссию к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости следует приложить:

    • кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
    • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
    • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
    • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
    • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет (абз. 18-23 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    На этапе сбора необходимых документов наибольшее внимание следует уделить подготовке заключения оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости и положительного заключения саморегулируемой организации (СРО) оценщиков, членом которой является оценщик, в соответствии этого заключения требованиям закона, стандартам и правилам оценки.

    Читайте так же:  Как составить заявление о выходе из гаражного кооператива по образцу всё об исключении из членов гск

    Во-первых, не следует забывать, что оценка рыночной стоимости должна производиться на дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в субъекте. Если рыночная стоимость будет оценена по состоянию на ненадлежащую дату, комиссия и суд непременно откажут в удовлетворении вашего заявления (абз. 4 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    Во-вторых, по новым требованиям одного отчета об оценке недостаточно, теперь требуется еще заключение СРО оценщиков, одобряющее методику и результаты оценки, полученные оценщиком. К сожалению, не все экспертные организации могут представить такое заключение. Либо СРО еще не готовы одобрять отчеты своих членов-оценщиков, либо отчеты не так хороши. Но, как показывает практика, в такой услуге экспертные организации могут вам отказать. Поэтому, прежде чем заказывать отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в экспертной организации, удостоверьтесь, что она обладает возможностью получить положительное заключение на свой отчет в СРО оценщиков.

    В июне 2015 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при столичном управлении Росреестра, было рассмотрено 152 заявления об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, из которых 58 заявлений (38%) были удовлетворены и 94 заявления (62%) отклонены.

    Причиной отклонения стало несоответствие отчетов об оценке предъявляемым к ним требованиям. Например, комиссией было установлено, что оценщики неправильно оформляют отчеты, не используют обязательные методы оценки или не обосновывают отказ от применения тех или иных оценочных подходов, неправильно подбирают объекты-аналоги, не прикладывают фото с осмотров объектов недвижимости, применяют метод массовой оценки, не учитывают требуемые корректировки или не правильно их рассчитывают. Одним словом, главные риски при обращении за пересмотром кадастровой стоимости в комиссию связаны с качеством заключения оценщика.

    Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено комиссией, то следующим шагом для юридического лица должно стать обращение в суд. Добавлю, что изначально иски об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной рассматривались арбитражными судами. После внесения изменений в законодательство такие иски стали подведомственны судам общей юрисдикции (п. 15 ст. 20 КАС РФ). Однако этот механизм оспаривания кадастровой стоимости показал свою неэффективность, и профессиональные юристы нашли следующий выход из положения. Получив отказ в пересмотре кадастровой стоимости в комиссии при Росреестре, юристы обращались в суд, но не с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, а с иском о признании незаконным решения государственного органа, что является самостоятельным способом защиты нарушенного права. Соответственно, в случаях если объект недвижимости принадлежит юридическому лицу, данные споры подсудны уже не судам общей юрисдикции, а арбитражным судам. Этот способ был избран неслучайно, а связи с тем, что арбитражные суды в подобных вопросах давно зарекомендовали себя как более компетентные.

    В суде заявителю предстоит добиваться назначения судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, так как, скорее всего, комиссия признала отчет заявителя несоответствующим требованиям закона. Раньше суды противились этому и отказывали истцам в ходатайстве о назначении по делу судебной экспертизы. Но кассационный суд разъяснил, что суды первой инстанции не рассматривают спор по существу и предписал назначать судебные экспертизы (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2015 г. по делу № А40-115938/2014).

    Также, соблюдая досудебный порядок, можно обратиться в областной суд субъекта с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, но в этом случае за результат никто поручиться не может. Судебная практика по таким делам по-прежнему противоречивая – ВС РФ завален апелляционными жалобами, как от налогоплательщиков, так и от государственных органов.

    Когда, наконец, заявитель получил положительное решение комиссии или суда, и в отношении объекта недвижимости установлена новая кадастровая стоимость в размере рыночной, кадастровая палата субъекта обязана внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости. Эти сведения в дальнейшем будут запрашиваться налоговым органом при проверке налоговых деклараций заявителя.

    На этом этапе также не обходится без некоторых сложностей. В соответствии с нормами закона сведения о кадастровой стоимости, измененные по решению комиссии или суда, применяются для целей налогообложения, начиная с года подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Поэтому если год подачи заявления и год вступления решения в законную силу разнятся, то предстоит еще процедура доказывания налоговому органу, что кадастровая стоимость за предыдущий год (год подачи заявления) равна рыночной в соответствии с решением комиссии или суда.

    Налоговые органы могут отказать в возврате/зачете излишне уплаченной суммы налога, поскольку данные в государственном кадастре недвижимости за предыдущий год отражают устаревшую кадастровую стоимость. Судебная практика по таким спорам еще не сформировалась.

    В конце марта ФНС России разъяснила в своем письме, что если изменения в части установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в течение 2014 года на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть с 1 января 2015 года. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться также с 1 января 2015 года (письмо ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, приняв поправки в нормативные акты, законодатель не урегулировал слаженное функционирование нового механизма использования привилегий налогоплательщиков, связанных с изменением кадастровой стоимости.

    Источники


    1. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

    2. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.

    3. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
    4. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.
    5. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
    6. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.
    Особенности кадастровой оценки недвижимости кто проводит процедуру и как узнать результаты
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here