Ответственность за насильственный захват или удержание власти

Самое важное в статье: "Ответственность за насильственный захват или удержание власти" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Статья 278 УК предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Объектом данного преступления являются основы конституционного строя России, которые закрепляют принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция гласит (ст. 3), что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент России, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции).

Любой путь неконституционного прихода к власти и ее незаконного удержания является противоправным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ст. 3 Конституции).

При насильственном захвате или насильственном удержании власти непосредственный ущерб наносится интересам народа как главного источника власти, а также указанным выше физическим и юридическим лицам, осуществляющим властные полномочия.

Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий, направленных на:

1) насильственный захват власти;

2) насильственное удержание власти;

3) насильственное изменение конституционного строя.

Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

[2]

Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной) либо широкомасштабный, и быть направленными на всех субъектов власти. Они могут относиться к центральным органам власти либо к органам власти субъектов Федерации.

Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного, в зависимости от мотивов и целей, следует дополнительно квалифицировать либо как теракт, либо как умышленное убийство.

Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т. п.).

Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели или не привели они к фактическому обладанию властью.

Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.

Как реальная совокупность со ст. 212 УК квалифицируются действия субъектов, если в процессе захвата власти они явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 УК, если они выступили организаторами вооруженного мятежа.

Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают, что лицо, обладавшее властью на законных основаниях, не передает ее после истечения срока законных властных полномочий. Таким образом, новые субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно удерживает, контролирует принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен действиям, связанным с насильственным захватом власти.

Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата либо незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмене поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления, принятии насильственным путем новой «конституции» с существенными деформациями прав и свобод личности и т. п.

Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России, и желает совершения этих действий.

Мотивами могут выступать побуждения, основанные на идейном неприятии существующего конституционного строя либо прямой ненависти к нему. Если указанные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК).

Цель данного преступления, как видно из диспозиции статьи, логически связана с направленностью совершаемых лицом действий — насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй Российской Федерации.

На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, указанной в примечании к ст. 275 УК.

23.5. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Объектом посягательств, предусмотренных ст. 278 УК (а также ст. 279 и 280 УК) являются конституционные основы политической системы (прежде всего, государственная власть) в РФ.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации — образуемые ими органы государственной власти.

В объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 278 УК, входят действия, направленные на насильственное осуществление: 1) захвата власти; 2) удержания власти в нарушение Конституции РФ; 3) изменения конституционного строя РФ.

Речь идет о попытке присвоить власть путем захвата или удержания и (или) изменить конституционный строй насильственным путем.

Насильственный характер указанных действий предполагает использование организованной силы (преимущественно вооруженной) законных силовых структур, незаконных вооруженных формирований либо массы граждан для применения насилия или угрозы его применения, включая демонстрацию готовности применить силу. Применение насилия, выразившееся в умышленном убийстве или покушении на него квалифицируется по совокупности со ст. 105 или 277 УК.

Читайте так же:  Социальное пособие на погребение

Захват власти — свержение, противоправное отстранение от власти полномочных лиц и самочинное завладение ею лицами, группировкой, организацией, которым данная власть не принадлежала.

Удержание власти — продолжение ее осуществления после законного прекращения полномочий, совершаемое в нарушение Конституции РФ лицами, которым ранее власть принадлежала по Конституции.

Изменение конституционного строя предполагает полную его замену (свержение) либо частичные изменения (упразднение или введение отдельных институтов, в частности, в системе государственной власти, государственном устройстве, отношениях собственности и т.д.) в нарушение Конституции РФ.

Целевая направленность указанных в ст. 278 действий обусловливает их сложный и разнообразный характер. По своему содержанию эти действия представляют собой, прежде всего, организационную деятельность по подготовке и совершению насильственного захвата власти или насильственного удержания власти либо насильственного изменения конституционного строя РФ, а по форме фактически сводятся к заговору с целью совершения государственного переворота. Статья 278 УК охватывает также участие в этом преступлении вовлеченных в него исполнителей насильственных и других обеспечивающих действий, не занимавшихся организационной деятельностью.

В случае вхождения заговорщиков в контакт с представителями иностранного государства или иностранной организации для совместного осуществления целей заговора их деяние должно квалифицироваться по совокупности с государственной изменой — ст. 275 и 278 УК.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственные захват или удержание власти или изменение конституционного строя РФ (усеченный состав). Практически это означает, что для инициаторов (лидеров) преступление окончено с момента их сговора, свидетельствующего об образовании заговора указанной направленности, а для лиц, вовлекаемых в это преступление — с момента дачи ими согласия на участие в проведении организационной деятельности либо в совершении насильственных или иных обеспечивающих действий той же направленности.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в совершении действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное незаконное (в нарушение Конституции РФ) удержание власти либо на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.

Субъектами преступления по ст. 278 УК могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

На ст. 278 распространяется действие специальной нормы об освобождении от уголовной ответственности согласно примечанию к ст. 275 УК.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Новая редакция Ст. 278 УК РФ

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 278 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает конституционный строй РФ, т.е. те его основы, в которых закреплены принципы, порядок формирования и функционирования органов государственной власти РФ. Конституция гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Факультативным объектом выступают физическая неприкосновенность, честь и достоинство лиц, могущих пострадать от насильственных действий.

1.1. В соответствии с Конституцией государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) РФ, Правительство РФ, суды РФ, а государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11).

2. Объективная сторона состава преступления выражается в совершении действий, отличающихся друг от друга по своей направленности: а) направленные на насильственный захват власти в нарушение Конституции; б) направленные на насильственное удержание власти в нарушение Конституции; в) направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

3. Диспозиция статьи предусматривает один способ захвата власти и ее удержания, а также изменения конституционного строя — насилие. Под этим термином следует понимать как фактическое использование силы (организация массовых беспорядков, вооруженного мятежа и т.п.), так и психическое воздействие путем угрозы ее применения (предъявление ультиматумов, заявлений, угрозы физической расправы и т.п.).

Захват или удержание власти осуществляются в нарушение Конституции. Любой неконституционный путь прихода к власти и ее удержания является незаконным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

4. Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным путем лицами, группировками, организациями, которым власть не принадлежала. Совершаемые действия могут быть различными: от физического устранения лиц, законно осуществляющих властные полномочия, или их принудительной изоляции до блокирования работы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, изоляции депутатов, членов Правительства РФ, недопущения их в рабочие помещения, угрозы физической расправой и т.п. Эти действия могут быть направлены против всех ветвей власти или одной из них, против деятельности центральных органов власти или органов власти субъектов РФ.

5. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели ли они к фактическому обладанию властью или нет.

6. В случае если насильственный захват власти сопровождался организацией массовых беспорядков или вооруженного мятежа, то содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 212 или 279. Также по совокупности со ст. 210 надлежит квалифицировать совершение действий, направленных на насильственный захват власти, осуществляемых преступным сообществом (преступной организацией).

7. Насильственное удержание власти характеризуется некоторыми особенностями. В одном случае оно будет являться этапом, следующим за насильственным захватом власти. В другом случае оно рассматривается как самостоятельное преступление, т.е. насильственное сохранение власти в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия по насильственному удержанию власти могут выражаться в недопущении вновь избранных лиц к осуществлению управленческо-властных функций, их блокировании, ограничении либо лишении свободы, введении режима чрезвычайного положения, комендантского часа, вводе войск и т.п.

[1]

8. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное удержание власти, независимо от того, привели ли они к желаемому результату или нет.

Читайте так же:  Как составить письмо-уведомление о возврате товара

9. Насильственное изменение конституционного строя РФ следует рассматривать как следующий за насильственным захватом или удержанием власти этап. Однако в ряде случаев оно может образовывать состав самостоятельного преступления. Например, лица, законно находящиеся у власти, изменяют конституционный строй РФ насильственным способом. Действия по насильственному изменению конституционного строя могут выразиться в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти и введении новых, введении в действие новой Конституции, существенно изменяющей конституционный строй РФ, и т.п.

10. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ.

11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает их совершить.

Цель преступления — насильственный захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

12. Субъектом преступного посягательства могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

13. На данное преступление распространяется действие примеч. к ст. 275, предусматривающего условия освобождения от УО (см. п. 14 коммент. к ст. 275).

14. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 278 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется насильственными действиями, альтернативно направленными на: а) захват власти; б) удержание ее; в) изменение конституционного строя.

Насилие как необходимый признак указанных действий может выражаться в ограничении или лишении свободы людей, побоях, истязании, умышленном причинении любого вреда здоровью, угрозах убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. В случае убийства в процессе совершения указанных действий требуется квалификация по совокупности (ст. ст. 105, 277 или 317 УК РФ).

2. Захват власти — попытка нелегитимным путем завладеть политической (законодательной или исполнительной) властью в целом по стране либо в отдельном субъекте Федерации; это — политический и (или) военный переворот. Удержание власти представляет собой препятствование приходу во власть людей, приобретших соответствующие полномочия в результате конституционной процедуры, со стороны должностных лиц, ранее располагавших властью на законных основаниях. Изменение конституционного строя — любое неконституционное изменение хотя бы некоторых положений Конституции РФ (но не ее субъектов), например ликвидация системы местного самоуправления.

3. Преступление окончено в момент начала совершения указанных насильственных действий, независимо от того, удалось ли достичь поставленных целей.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 278 УК РФ

1. Непосредственным объектом насильственного захвата или удержания власти являются общественные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с охраной основ политической системы РФ, конституционных основ государственной власти и государственного строя. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека, которые ставятся под угрозу при применении насилия.

В комментируемой статье речь идет исключительно о государственной власти, для решения вопроса об ответственности необходимо обратиться к Конституции, к которой опосредованно отсылает статья (диспозиция бланкетная), где содержатся легальные толкования термина «государственная власть».

В соответствии с Конституцией государственную власть в Российской Федерации (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. ст. 10 — 11 Конституции). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции).

2. Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных комментируемой статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий.

Объективную сторону преступления образуют действия, направленные на насильственный захват власти, насильственное удержание власти в нарушение Конституции либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицом (лицами), группировками, организацией, которым власть не принадлежала, в обход законодательно установленной процедуры наделения властными полномочиями. Действия, направленные на захват власти как в целом в стране, так и субъекте РФ, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти. Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.

Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя РФ и заключается в незаконном изменении установленного Конституцией устройства жизни общества и государства. О понятии конституционного строя см. комментарий к ст. 275.

Видео (кликните для воспроизведения).

Любое из указанных действий обязательно должно совершаться насильственным способом, формы и объем насилия не ограничены законом: оно может происходить с использованием оружия, совершаться как одним человеком, так и группой лиц. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления, которое относится к числу особо тяжких.

3. Состав преступления является формальным, что предполагает признание его оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя, независимо от степени реализации поставленных целей.

4. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, имеет сходство с государственной изменой (ст. 275 УК).

Так, если виновные лица совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то содеянное ими следует квалифицировать как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, а также как насильственные действия, направленные на захват власти, т.е. по совокупности преступлений.

Читайте так же:  Налогообложение при торговле с заграницей или как считать ндс

5. Применение насилия в комментируемой статье не охватывает причинение смерти (независимо от формы вины) по общим и специальным нормам, террористическую деятельность и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК.

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, при этом умысел может быть только прямым, когда лицо осознает общественную опасность своих действий и преследует цель насильственного захвата власти, насильственного удержания или насильственного изменения конституционного строя РФ. Специальная цель, указанная в диспозиции статьи, является обязательным признаком, отсутствие которого исключает ответственность за данное преступление. Мотив для квалификации значения не имеет, но в соответствии со ст. 73 УПК подлежит доказыванию.

7. Субъект рассматриваемого преступления общий — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 168 УК)

Посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан (ст. 167 УК)

Преступления, посягающие на политическую систему Республики Казахстан

Законодатель выделил данный квалифицированный состав в связи с тем, что «Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях». Статус Президента Республики Казахстан определяется Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, от 26 декабря 1995 года «О Президенте Республики Казахстан».

Непосредственным объектом этого преступления является политическая система Республики Казахстан. Дополнительный объект —жизнь и здоровье Президента РК.

Потерпевшим данного состава является только Президент Республики Казахстан.

Объективная сторона данного преступления выражается в посягательстве на жизнь Президента РК.

Посягательством на жизнь понимается деяния, непосредственно направленные на убийство Президента РК, или покушение на их убийство. С учетом исключительной опасности действий террориста законодатель момент окончания преступления как бы перенес на стадию покушения. Фактическое наступление смерти или покушение на жизнь указанных лиц охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации по статьям за убийство (ст. 96 УК), умышленное причинение вреда здоровью (статьи 103-105 УК).

Объективно фактическими последствиями посягательства могут быть наступление смерти, причинение вреда здоровью различной тяжести. Возможно и полное отсутствие вреда здоровью, когда покушение не реализовалось в указанных последствиях (например, террорист стрелял, но промахнулся). Во всех этих случаях налицо признаки оконченного посягательство на жизнь Президента РК. Наличие или отсутствие вредных последствий не влияет на квалификацию, а учитывается при назначении меры наказания.

Не влияют на квалификацию также способы и средства, используемые виновным. Они могут быть учтены только в рамках смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Если в процессе совершения рассматриваемого преступления было использовано незаконно изготовленное, приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со статьями 251 — 252 УК.

Совершение посягательства на жизнь Президента РК по заданию иностранной разведки должно квалифицироваться как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству и террористический акт по совокупности преступлений.

Если при совершении посягательства на жизнь Президента РК были убиты другие лица, например, родственники потерпевшего, лица из его охраны либо просто посторонние, то действия виновного должны квалифицироваться по совокупности статей 167 и 96 УК.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что посягает на жизнь именно Президента РК, предвидит возможность или неизбежность наступления смерти потерпевшего и желает ее причинить. Обязательными признаками субъективной стороны анализируемого состава являются специальная цель — прекращение государственной деятельности потерпевшего, либо мотив — месть потерпевшему за такую деятельность.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Если это деяние совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то ответственность наступает по статье 96 УК.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является политическая система РК.

Объективную сторону данного преступления образуют действия, направленные на: насильственный захват власти; насильственное удержание власти в нарушение Конституции РК; насильственное изменение конституционного строя РК.

Под насильственным захватом власти следует понимать выполнение виновным таких действий, которые выразились в фактическом, постоянном или временном отстранении представителя власти от выполнения им своих служебных обязанностей.

Действие, направленное на насильственный захват власти, может носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (например, законодательной или исполнительной), либо широкомасштабный, направленный на все ветви власти. Кроме того, они могут быть направлены против деятельности центральных либо местных органов власти.

Действия, направленные на насильственное удержание власти, — это сохранение или попытка сохранить власть в нарушение Конституции РК лицами, которым она ранее принадлежала на законных основаниях (по истечении срока полномочий должностного лица или органа) или незаконно перешла в руки определенных лиц в результате насильственного захвата власти, государственного переворота.

Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, — это следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата или незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти, меняется конституционный строй или имеет место попытка незаконно изменить конституционный строй. Изменение конституционного строя может выражаться в разрушении или смене структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмена поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления и принятии решений о введении в действие насильственным путем новой «Конституции» с существенными деформациями прав и свобод личности и т.п.

Состав преступления является формальным. Это преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан, либо действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя РК, независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы (захватить или удержать власть, изменить конституционный строй Республики Казахстан ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает общественную опасность действий, предвидит направленность на насильственный захват или удержание власти либо на насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан, и желает совершить данное преступление.

Мотив и цель данного преступления не влияют на его квалификацию, но могут учитываться судом при назначении виновному меры наказания.

Читайте так же:  Законно ли начисление задолженности по алиментам после отпуска по уходу за ребенком

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, указанной в примечании к статье 165 УК, которая дает возможность лицам, совершившим его, избежать уголовной ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти согласно статьи 278 УК РФ

Статья 278 УК РФ определяет деяния, которые должны предотвращаться и наказываться за реальный умысел свергнуть или насильственным методом заменить конституционный строй. Державная власть обладает правом неприкосновенности, её избирают по волеизъявлению подданных, но никак по стремлению отдельных сгруппировавшихся лиц. Во всех странах мира пытаются пресечь любую угрозу захвата власти, но не всегда получается вовремя на это отреагировать. Примером могут служить исторические факты и фильмы, рассказывающие о незаконном захвате власти, такие как революция, произведённая большевиками в 1917 году, в 1933 приход к власти национал-социалистов (фашисты) во главе с Гитлером, путч в России в 1991 году.

Статья 278 о чём

Насильственный захват власти – это стремление противозаконно прийти к браздам правления объектом (синоним — узурпатором), не обладавшим ранее этой привилегией.

  • завладеть властью;
  • принудительно её удерживать;
  • заменить существующий строй.

Есть правонарушители, посягнувшие на Конституцию РФ. Применение насилия для захвата власти проявляется в нанесении повреждений различной степени, мирным гражданам, независимо, была ли достигнута цель субъектами насилия. В согласии с Уголовным кодексом преступление, совершённое против государства, предусматривает наказание лишением свободы на 12-20 лет.

[3]

Спланированная организованная правонарушающая деятельность, жестокость, квалифицируют характерную черту преступления незаконного удерживания и завладения властью.

Комментарий к ст. 278 УК РФ

Конституцией определенно, что Государственную власть осуществляют:

  1. Президент страны.
  2. Федеральное собрание.
  3. Правительство РФ.
  4. Суды РФ.

В Российской Федерации никто не имеет прав присваивать власть и нарушать букву закона. Незаконное завладение властным полномочием преследуется федеративным законодательством.

В новой краткой редакции комментария говорится:

  1. Объективный бок правонарушения выражается действиями – завладением властью, её удерживанием, деянием, которое направлено на принудительную перемену существующего строя России. Стремление к захвату власти – есть приобретение полномочий власти, путём противоправного свержения и устранения от власти легитимных избранников. К удерживанию власти относится сохранность, противоправное удержание правовых полномочий субъектами, которым она раньше законно принадлежала или ею насильно завладевшими. К изменениям конституционального строя относится преобразование в полном или частичном объёме изменений в основах социального и правительственного устройства, характерных для конституционного строя России. Данные действия насилия могут означать готовность к использованию или показ решимости к применению силы при помощи оружейного арсенала или иных спецсредств лицами, гражданскими группировками, организациями, в периоде исполнения данных деяний. Насильственный захват и удерживание власти почти всегда сопутствует расправой, намеренным нанесением вреда жизнедеятельности человека, принудительным изолированием.
  2. Преступное деяние можно считать оконченным с начатия свершения данных принудительных действий, независящих от результата и свершения поставленных стремлений.
  3. Предметом правонарушения выступают подданные России, зарубежной страны, субъекты без подданства, здравомыслящие, достигнувшие 16-го возраста.

Когда действия преступления связаны с одиночными нарушениями правил порядка голосования, выдвигания и назначения кандидатов на занятие вакансий в органах власти, но не влияющие на основы работы действующей власти, то такие действия не подпадают под статью 278 УК РФ, к ним применяются иные меры уголовной ответственности.

Судебная практика, решения и приговоры по статье 278 УК РФ

Примеры:16 марта 2016 года по отношению к подсудимым Б. и К., обвиняемых по нескольким статьям, а также по ст. 278 УКРФ, судом было продлено пребывание под стражей сроком на 80дней до 5 июля 2016 года.

Защитниками данных граждан подана апелляционная жалоба, где выражалось:

  • несогласие с судовым определением, просьбой отмены как незаконного и необоснованного решения;
  • ходатайство о замене наказания подзащитным с нахождения под стражей на иную, не связанную с изолированием от общественности;
  • недостаток доказательной базы состава преступления для увеличения судовой инстанцией срока пребывания под арестом;
  • что судом не принялись в расчёт личные данные подсудимых и семейное положение.

При разбирательстве материалов судового производства, обсудив изложенные защитниками апелляционные жалобы, доводы, заслушав граждан, фигурирующих в судовых собраниях апелляционной инстанции, судовая коллегия не находит основание, чтобы отменить судебное решение. Но участникам судопроизводства была предоставлена возможность обосновать свою позицию по рассматриваемому делу с предоставлением соответствующих доказательств.

Вынося решение, судом учитывались все факторы – род занятий, семейное положение, личные данные до инкриминированных действий, обстоятельства расследования юридического дела, представленное обвинение. Учитывая характер и тяжесть предъявленных подсудимым Б. и К. обвинений, все совокупности указанных обстоятельств свидетельствуют о необходимости продления периода нахождения под арестом, соответственно требованию ч. 3 ст. 255 УПК РФ. Приговор оставить без изменения.

27 июля 2017 года заседанием судовой инстанции рассматривался иск Исправительного учреждения об осуществлении административного наблюдения в отношении осуждённого М. от 18.04.2012 года, по нескольким статьям, включая ст.278УКРФ на 7 лет отбывания наказания в исправительной колонии особого режима. В заявление указывалось, что М. отбывает наказание за тяжкие правонарушения и вовремя их отбывания постоянно нарушал порядок исправительного учреждения. 12.02.2018 г. осуждённый освобождается условно-досрочно.

Просьба назначить по отношению М. А. В. административный надзор на 4 года с включением усечения прав:

  • по месту регистрации или пребывания дважды на месяц отмечаться в органах внутренних дел;
  • в установленное время находится по адресу проживания;
  • запретить участвовать и посещать места массового или иного мероприятия;
  • запретить выезжать с мест, указанных судом.

Судебное заседание происходило без М.на основании его заявления, где он просил рассмотреть дело без уполномоченного и его участия, также указывал на несогласие с данным иском.

Выслушав представителя исправительной колонии, произведя исследования описанных материалов судопроизводства, судовой орган сделал следующие выводы. Учитывая изложенное, характерную степень социальной опасности содеянных М. правонарушений, его неудовлетворительные поступки в месте отбывания наказания, состояние здоровья, судом вынесено постановление, требование исправительного учреждения подлежит удовлетворению.

Субъекты, умышленно наносящие вред социальному обществу, существующей власти подлежат суровому наказанию согласно статье 278 УК РФ.

Ответственность за насильственный захват или удержание власти

278 статья УК РФ – из тех, случаи применения которых, как правило, фиксируются историей. Речь идет о «Насильственном захвате власти или насильственном удержании власти».

Читайте так же:  Как подать заявление о вымогательстве структура и образец

Из Конституции нашей страны следует, что главной властью в Российской Федерации выступает ее народ. Следовательно, только он и только легитимными методами может организовывать правительство. Любые посягательства на это право считаются посягательством на общество и его граждан – а такое преступление особенно опасно для страны и поэтому карается особо строго.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Ответственность за насильственный захват или удержание власти

Комментарии к статье 278 УК РФ проясняют, какие деяния подразумеваются ее формулировкой.

Подразделяются эти преступные действия на три типа:

  • насильственный захват власти;
  • насильственное удержание власти;
  • насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Во всех трех случаях речь идет о деянии государственного масштаба, особо опасном для страны и ее граждан, поэтому мера наказания за него – от 12 до 20 лет лишения свободы.

Подвиды преступлений по статье 278 УК РФ

Рассмотрим подробнее три разновидности деяний, подпадающих под действие статьи:

  • насильственный захват власти – это действия лица или группы лиц, не принадлежащих к власти, но принуждающих ее представителей путем применения насилия или удержания передать полномочия нарушителям закона;
  • насильственное удержание власти, напротив, совершается действующей законно избранной властью, когда ее представители нарушают порядок сменяемости правительства или препятствуют передаче власти, отказываясь признавать результаты выборов, референдумов и других законных актов, требующих их отставки;
  • изменение Конституционного строя Российской Федерации также подпадает под эту статью, поскольку напрямую влияет на государственное устройство страны и ее общества, что, разумеется, не может и не должно производиться по решению группы людей.

Объект и субъект преступления

При определении состава преступления по статье 278 Уголовного Кодекса РФ принципиально важным считается прямой умысел. Это значит, что поступки обвиняемого должны быть намеренными и запланированными именно с целью получения или сохранения власти. В умысле и заключается субъективная сторона преступления.

Под объективной стороной подразумевается, собственно, какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или ее удержание. При этом результат этого деяния, его удачное или неудачное завершение не имеют значения с точки зрения Уголовного Кодекса. Преступление считается совершенным тогда, когда совершены противоправные действия, независимо от достижения поставленных целей.

Важно. Говоря о «захвате власти», мы подразумеваем правительство как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Объектом преступления, описываемого статьей, в комментарии к ней называются общественные отношения и основы государственного строя. Субъектом – либо лицо или группа лиц старше 16 лет, либо, если ситуация включает насильственное удержание власти, представитель правительства, нарушивший закон.

Обвинены по статье 278 при этом могут быть как организаторы преступления, так и выполнявшие их указания исполнители.

Обвинение по статье

Стоит заметить, что не любое действие, направленное на захват власти, будет подпадать под статью 278 УК РФ: комментарии к ней подчеркивают грань, отделяющую, например, статью 275: «Государственная измена».

Под действие этой статьи преступление подпадает тогда, когда в события вовлечено иностранное государство; при этом оба обвинения выносятся отдельно. Также, обвиняемые по статье 278, зачастую виновны в убийстве – оно не входит в сопутствующие действия, следовательно, обвинение по нему выносится отдельно.

Несмотря на то, что нарушение по статье 278 УК РФ считается особо тяжким, виновный может избежать осуждения по нему. В первую очередь потому, что осуждены по этой статье могут быть, как уже было сказано, только лица старше 16 лет – тем, кто не достиг этого возраста, выносят обвинения по другим статьям. Еще один критерий – вменяемость виновного: неадекватное состояние и невозможность осознать свои действия могут помешать обвинению.

К тому же обвинение в насильственном захвате власти не всегда легко обосновать: составление доказательной части может стать серьезной проблемой. Отчасти это связано с бланкетным характером статьи: даже в полном тексте ст. 278 УК РФ с комментариями многие аспекты существуют лишь в виде ссылок на Конституцию РФ или разбираются в ходе дела.

Заключение

Судебные разбирательства по ст. 278 УК РФ могут быть значительно сложнее, чем по тем статьям, которые отличает наличие четких критериев и большого количества случаев. И это вполне понятно: действия, которые относятся к захвату власти, происходят не часто и носят исключительный характер. Поэтому сложно иметь готовую схему на их случай. Тем не менее, вопросы защиты общественного и государственного строя — это та область, в которой всегда необходимы серьезные меры.

Напоследок напомним о, пожалуй, самом известном случае захвата власти в истории нашей страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источники


  1. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.

  2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
  4. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
  5. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  6. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
Ответственность за насильственный захват или удержание власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here