Последствия и планы пенсионных реформ в россии

Самое важное в статье: "Последствия и планы пенсионных реформ в россии" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Проблемы современной пенсионной реформы

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.

С достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 — 20% экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает [18].

Законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему, привести ее в равновесие, заставить работать.

Основными инструментами формирования, реализации и соблюдения конституционных прав граждан в области пенсионного страхования являются:

  • -тарифно-бюджетная политика, в том числе изменение показателей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов федерального бюджета;
  • -параметрические изменения условий пенсионного страхования к пенсионному возрасту, размеру страхуемого заработка и продолжительности страхового стажа;
  • -к условиям реализации пенсионных выплат, определение ожидаемого периода выплаты пенсии;
  • -формирование накопительной составляющей пенсионной системы, соотносимой с показателями развития финансового рынка и экономики страны в целом.

Стоит обратить внимание на то, что прогнозная оценка развития пенсионной системы связана с прогнозом численности постоянного населения до 2030 г.

Проблемы реформирования пенсионной системы нельзя связывать только с фискальным аспектом, они с каждым годом всё больше привязаны к макроэкономической и системной проблемам всей экономики страны.

Развитая пенсионная система связана практически со всеми сферами жизни государства, поэтому для ее существования нужно развивать и связанные с ней области, начиная с государственного образования и адекватного ценностного ориентирования будущих поколений и заканчивая развитием финансового сектора.

России предстоит долгий и тяжелый путь для того, чтобы обустроить данные сферы, но это и неудивительно, учитывая всего лишь двадцатилетнюю историю существования рыночных отношений в современном их виде. Однако должна быть разработана четкая и последовательная программа реформ, которая будет затрагивать не только пенсионный сектор, но и смежные сферы общественной жизни.

В ближайшем будущем резкое и радикальное изменение системы неприемлемо, поскольку в России не созданы адекватные институциональные условия для функционирования накопительной пенсионной системы.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

В нынешних демографических условиях расходы государства на пенсионное обеспечения будут стремительно расти, поэтому необходимо более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения, что послужит, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — будет способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных таким образом ресурсов. Развивать данное направление нужно путем активного информирования граждан и предоставления налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ.

Какие последствия принесет повышение пенсионного возраста: прогнозы

Сейчас в парламенте обсуждается реформа пенсионной системы. Суть проста, повысить возрастной порог для выхода на пенсию. Размышления по поводу последствий пенсионной реформы для страны и людей отражены в статье, выводы сделает каждый сам, возможно отличные от мнения автора.

Последствия повышения возраста выхода на пенсию

Можно выделить следующие основные пункты:

1.Чем дольше вы не выходите на пенсию, тем дольше не получаете деньги из ПФР

2.Если человек начал получать пенсию, то период ее получения будет меньше, следовательно, и денег будет выплачено меньше, т.е. в фонде останется больше

3.Учитывая продолжительность жизни в стране, доступность и качество медицины, экологию, пагубные факторы алкоголя и сигарет (особенно в сельской местности) достаточно большая часть населения пенсию в принципе не получит, так как до нее не доживет

5.Чем дольше вы работаете, тем дольше работодатель платит за вас страховые взносы. Это огромный доход в казну государства

6.В думе находится законопроект об ответственности за увольнение пенсионеров. Таким образом, реформа обрастает статьями с административной ответственностью, штрафами. Это также дополнительный доход для бюджета

7.Чем дольше пожилой человек будет занимать рабочее место, тем сложней будет устроиться молодому, либо вырасти в должности

8.Если человек в преклонном возрасте увольняется с места, в котором работал долгие годы, то найти новую работу будет очень сложно. При этом и пенсии еще нет.

9. Если деятельность возрастного работника связана с опасными факторами, то работодателю нужно будет тратить больше средств на мероприятия по охране труда. Больше будет вероятность страховых случаев, ведь реакция, внимательность с возрастом падают

10.Бабушке некогда будет сидеть с внуком, потому что надо будет работать до 63 лет

Еще одним китом-проблемой этого реформирования станет повальный переход на зарплаты по минималке, остаток заработка скрывается от налоговых органов. Стандартная и распространенная ситуация в нашей стране.

Серые зарплаты

Серые зарплаты – это не новое явление для нашей страны. Суть проста, чем меньше работодатель показывает официальной зарплаты, тем меньше он платит взносов с нее. А эта статья расходов очень-очень большая для него.

Метод первый — повышение «минималки»
Минимальную оплату труда сравняли с прожиточным минимумом . В некоторых областях нашей страны, как правило, северных, дальневосточных районные коэффициенты могут поднять минималку чуть ли не в 2 раза.

Читайте так же:  Развод через загс с несовершеннолетними детьми

Метод второй – пропаганда
Государством активно ведется разъяснительная работа среди населения о том, как плохо получать серую зарплату, что теряет человек при получении неучтенных государством денег в конверте. Предлагается сообщать в органы власти о работодателях, у которых есть такие правонарушения при выплатах сотрудникам. Данный метод оказал действенный эффект, наши граждане активно вжились в роль доносчика.

Какие негативные факторы вызывает зарплата в конверте

Во-первых, 2-НДФЛ с маленькой суммой зарплаты.
Вы сможете рассчитывать на сумму кредита меньшую, чем вы изначально планировали. И это несмотря на то, что платежеспособность у вас есть. Вот и получится, что при покупке квартиры не хватает миллиона рублей, а банк выдаст только 400 тысяч, так как по данным справки о зарплате больше вы платить не сможете.

Во-вторых, декретницы.
Девушка при выходе в декрет будет получать пособие с «белой» зарплаты. И здесь сказать нечего, серая зарплата в данном случае абсолютное зло.

В-третьих, маленькая пенсия в будущем.
22% в ПФР работодатель платит с белой зарплаты. Размер пенсии зависит, в том числе от величины перечисленных взносов. Логика проста, чем меньше отчислений, тем меньше пенсия.

Также есть социальная пенсия, которая платится тем, у кого стажа за всю жизнь не набралось. Есть проект закона об ее увеличении до прожиточного минимума, т.е. 11 – 13 т.р.

Представьте ситуацию. Вам 30 лет. По проекту до пенсии вам еще 35 лет. В течение этого срока за вас будут платить 22% (а потом может и больше) с вашей зарплаты. Огромные деньги. Но при этом есть ли уверенность, что через 35 лет вы получите достойную пенсию? Конечно, нет!

1.Будет еще множество пенсионных реформ с конвертацией вашего стажа и отчислений

[2]

2. 35 лет для российской экономики – это вечность. Так далеко не планируют

Тогда какой смысл в белой зарплате?
Если работодатель будет платить зарплату в серую, при этом повысит ваше вознаграждение на 3-5 т.р., то это будет выгодней, так как вы получаете «живые» деньги сейчас, а государство вам предлагает непонятно какую сумму через 35 лет.

Вероятность принятия закона о пенсионной реформе

Вероятность принятия пенсионной реформы очень высока. Во-первых, это даст большие доходы казне. Во-вторых, проводимые митинги не приносят результатов.

Возможен вариант, когда пенсионная реформа будет принята немного в другом виде.

Подобная ситуация была со ставками по оплате проезда большегрузов в системе «Платон».

Можем ли мы повлиять на реформу

Отдельными политическим партиями предлагается вариант референдума. Его результаты обязательны для власти. Тем не менее, никто не даст его провести, потому что результат понятен.

Таким образом, планируемая пенсионная реформа должна заставить задуматься о следующих трех вещах:

1. Нужна ли белая зарплата

2.Какую профессию выбрать (дополнительно освоить), чтобы в преклонном возрасте иметь возможность заработать на кусок хлеба

3.Какие пассивные источники дохода можно найти, чтобы прокормить себя в старости (в т.ч. в случае утраты трудоспособности)

Рекомендуем к прочтению

Списание средств с карты при задолженностях Взятие денежной суммы в качестве кредитного займа у финансовой…

Что ждет граждан пенсионного возраста в 2019 году и повышение возрастных границ выхода на пенсию…

Увеличение выслуги лет в МВД с 2019 года и для чего это нужно Министерство внутренних…

ОСАГО-2019 изменения: актуальные новости и что нас ждет в будущем В 2018 году были приняты…

Какие и кому положены пособия и выплаты в России Государство поддерживает своих граждан, создавая для…

Последствия пенсионной реформы: бедность и безработица

Что случилось?

Специалисты Института макроэкономических исследований оценили последствия пенсионной реформы о повышении пенсионного возраста для граждан и государства. В академии Минэка усмотрели в пенсионной реформе риск роста безработицы. Кроме того, эксперты отметили негативное влияние этой новации на уровень доходов граждан. В частности, группа экономистов Института социального анализа РАНХиГС, как сообщает РБК, отметила влияние пенсионной реформы на динамику уровня бедности в России. Среди предпенсионеров, по данным экспертов, падение уровня доходов достигнет пика к концу переходного периода. Если в 2018 года среди пожилых граждан за чертой бедности находились 4,2%, то к 2028 году их число вырастет до 7,3% в умеренном сценарии и до 6,1% в оптимистичном сценарии.

Напомним, с 1 января 2019 года стартовало повышение пенсионного возраста:

  • для мужчин до 65 лет;
  • для женщин до 60 лет.

Возраст выхода на пенсию будет расти поэтапно в течение десяти лет и завершится в 2028 году. Эксперты выяснили, что фактически пенсионная реформа приведет к отрицательному финансовому результату для государства. Ведь для ее реализации, а точнее обеспечения повышения пенсий и финансирования всех преференций для предпенсионеров потребовался трансферт из федерального бюджета в сумме 500 млрд рублей за 6 лет.

Безработных станет больше в два раза

Эксперты отмечают, что число безработных граждан к 2024 году может возрасти с нынешних 3,5-4 млн человек до 7,8 млн человек. Рост рабочей силы будет опережать рост числа рабочих мест из-за пенсионной реформы. Фактически безработные граждане будут составлять порядка 9,6–9,7% от численности трудоспособного населения. Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований ВАВТ​ Минэкономразвития Алексей Кашепов в статье «Прогнозирование конъюнктуры рынка труда в условиях современных институциональных реформ», опубликованной в научном журнале ВНИИ труда — исследовательского института, подведомственного Министерству труда, привел следующие прогнозные показатели:

число трудоспособного населения России увеличится из-за повышения пенсионного возраста с 82,3 млн в 2018 году до 88,6 млн в 2024 году;

число рабочей силы (занятые плюс безработные) с учетом дополнительного вовлечения на рынок труда части мужчин в возрасте 60–64 лет и женщин 55–59 лет к 2024 году составит 80,6 млн человек.

При этом дополнительный прирост рабочей силы из-за повышения пенсионного возраста может составить в 2024 году примерно 4 млн человек. Если при этом сохранится нынешний темп роста ВВП, производительности труда, заложенных в прогноз Минэкономразвития до 2024 года, то спрос экономики на рабочую силу будет иметь тенденцию к росту, но в целом изменится незначительно. Следовательно, число безработных увеличится вдвое. Для расчета ученый в том числе использовал официальные прогнозы динамики ВВП, производительности труда, численности населения, трудовых ресурсов и занятости. Экономист предупредил:

На место благодушию, присущему части руководителей государства и федеральных органов исполнительной власти, должен прийти настрой на кропотливую работу, не допускающую реализации неблагоприятных сценариев будущего.

Специалисты Минэкономразвития с этим не согласны. Чиновники также ожидают увеличения численности рабочей силы с 75,8 млн в 2018 году до 76,3 млн человек в 2024 году. Но при этом они утверждают, что в условиях «динамичного экономического роста» спрос на труд также будет расти: в результате уровень безработицы не только не вырастет, но и снизится — с 4,8% в 2018 году до 4,7% в 2024 году. Поэтому, в соответствии с официальным прогнозом кабмина, пенсионная реформа не приведет к росту безработицы. Как пояснил заместитель директора Центра трудовых исследований Ростислав Капелюшников:

Читайте так же:  Важные правила оформления приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности – образец о замечан

Однако большинство экспертов настаивают, что необходимы дополнительные специальные программы для предпенсионеров. Нужно не просто конкретизировать в законодательстве понятия «необоснованных отказов» и «необоснованных увольнений», но и принять меры, препятствующие превентивным увольнениям женщин 54 лет и мужчин 59 лет. Важно обеспечить программу создания рабочих мест для предотвращения застойной безработицы лиц предпенсионного возраста.

Блог компании Паллада Эссет Менеджмент | Новая российская пенсионная реформа: причины и последствия

Новая российская пенсионная реформа: причины и последствия

ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ИСТОРИЯ И МИРОВОЙ ОПЫТ

В цивилизованном мире государство принимает на себя решение вопросов, связанных с нетрудоспособностью граждан пожилого возраста. Первые пенсионные системы возникли еще более 100 лет назад и неоднократно реформировались.

Врезка 1: Первая в мире государственная пенсионная система возникала в Европе – в Германии при Бисмарке. Государственные пенсии впервые были выплачены в 1889 г. по достижении 70-летнего возраста при средней продолжительности жизни в Германии всего в 45 лет. Другие европейские правительства оказались еще более и экономными, и в некоторых развитых странах пенсионное обеспечение по старости введено только в ХХ в.

В последние 20 лет проблемы пенсионного обеспечения в мире серьезно обострились, что связано в первую очередь с демографическими факторами, которые не всегда учитывались при проведении пенсионных реформ в прошлом.

В настоящее время демографическая ситуация в США, Канаде, Японии, Австралии, ряде стран Латинской Америки, во многих странах Европы и постсоветского пространства характеризуется эффектом «старения населения». Так, на фоне замедления роста численности трудоспособного населения и даже его сокращения наблюдается тенденция к резкому увеличению населения в возрасте старше 60 и даже более 80 лет (табл. 1). То есть растет доля недееспособных членов общества и инвалидов. В большинстве названных стран увеличение продолжительности жизни общества происходит при одновременном сокращении рождаемости.

Тем не менее, несмотря на общую тенденцию, связанную с обострением демографической ситуации, каждое государство решает вопросы пенсионного обеспечения по-своему, формируя различные модели пенсионных систем.

Последствия и планы Пенсионных реформ в России

Пенсионная реформа в России была начата еще в 2015 году, внеся в сектор пенсионного обеспечения ряд изменений: новая формула расчета, балльная система начисления, индивидуальный коэффициент и т.д. До сих пор реформирование не закончено, а напротив, активно проводится и разрабатывается.

Суть проводимой в 2015 году реформы

Главные изменения, которые привнесла пенсионная реформа в России – это изменения требований к самому пенсионеру, а также введение новой формулы расчета.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Теперь пенсия будет состоять из трех частей:

  1. Фиксированной, которая гарантирована от государства.
  2. Страховой, которая будет формироваться за счет отчисления работодателей.
  3. Накопительной.

Для того чтобы получить пенсию, необходимо иметь минимальный стаж работы, а также набрать минимальное количество баллов. В ином случае необходимо будет дорабатывать для того, чтобы набрать нужное количество баллов или приобрести их в Пенсионном фонде.

Возрастной барьер выхода на заслуженный отдых не изменен и не увеличен в результате реформ в 2015.

О страховой и накопительной пенсии

Первое, что изменилось в процессе введения реформ в 2015 году – это то, что теперь не будет трудовых пенсий. На их смену пришли страховые. Они формируются, как и трудовые, за счет страховых взносов работодателей, которые ежемесячно уплачивают 22% от фонда заработной платы сотрудника.

При этом данные 22 % имеют установленное на уровне государства распределение: 6% — это та фиксированная ставка, которая не поступает на счет самого застрахованного лица, а уплачивается в Пенсионный фонд для осуществления текущих выплат пенсионерам.

Отличие заключается в оставшихся 16 процентах:

  • все 16% будут поступать на лицевой счет гражданина в качестве платежей на страховую пенсию;
  • 10% будут направлены на формирование страхового обеспечения;
  • оставшиеся 6% — на формирование капитала для накопительной пенсии.

При этом гражданам был дан период, когда они могли выбирать: как они хотят, чтобы происходило распределение. Но уже сейчас такое право есть у тех, кто первый раз поступает на работу и должен озвучить свое желание работодателю, написав соответствующее заявление. Такое право сохраняется в течение 5 лет.

Принятые законы

Любая сфера регламентирована законодательством, и пенсионное обеспечение не является исключением.
Основным законодательным актом является Федеральный Закон РФ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», где закреплен весь регламент назначения и расчета таких выплат.

Читайте так же:  Тест на знание конституции российской федерации

Именно в нем прописаны такие новые нормы как:

  • что такое страховая и накопительная пенсии, какой алгоритм их формирования;
  • новая формула расчета обеспечения;
  • алгоритм назначения и получения пособия;
  • требования к потенциальным пенсионерам;
  • алгоритм формирования баллов, их расчет и т.д.

Не менее важным законом в сфере пенсионного обеспечения является Федеральный Закон РФ № 424 от 28.12.2013 «О накопительных пенсиях», где расписана процедура формирования таких выплат.

[3]

Расчет пенсий по новому закону

С реформированием пенсионного сектора произошли изменения и в порядке расчета такого обеспечения. Далее более подробно о таких изменениях.

В общем виде формула выглядит следующим образом:

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент;
СИПК – стоимость индивидуального пенсионного коэффициента;
ПК – премиальный коэффициент;
ФВ – фиксированные выплаты от государственной и региональной власти.

Теперь размер пенсии зависит от трех коэффициентов, каждый из которых имеет свою значимость:

  1. Индивидуальный. Является самым важным при расчете Пенсии и зависит в свою очередь от того, сколько поступило взносов от работодателя на счет работника в течение всего стажа работа.
    ИПК = Размер страховых платежей, которые были внесены работодателем до момента оформления пенсии / Максимально закрепленный на законодательном уровне размер взносов.
    В текущем 2019 году такой максимальный размер составляет 876 тыс. рублей.
  2. Премиальный. Благодаря данной составляющей мотивируют граждан работать дольше установленного пенсионного возраста. Это своего рода бонусы за каждый год превышения пенсионного возраста ( если человек работает).
  3. Фиксированный. Это то, что полагается по действующему законодательству от государства самому заявителю: это может быть доплата, помощь и т.д.

Конвертация прав

Если говорить о введенных новшествах, то они касаются тех, кто сейчас занимается трудовой деятельностью. Многих волнует вопрос: как быть с теми, кто только выходит на отдых или скоро выйдет на пенсию. Что будет происходить с их правами, приобретенными в течение жизни?

Нужна ли карта МИР пенсионерам? Читайте все о новой платежной системе в статье.

Также перерасчет обещают и тем, кто уже вышел на отдых и получает сейчас пенсию. Обеспечение должны пересчитать в соответствие с утвержденным алгоритмом расчета. Все формула перерасчета и процедура конвертации индивидуальны.

Пенсионная реформа в России 2019 года

Реформирование пенсионного сектора продолжается до сих пор, и в 2019 году были утверждены еще некоторые изменения в данном секторе.

Суть последнего реформирования 2019:

  1. Увеличен возраст для выхода на пенсию государственных служащих: с 63 лет возраст увеличен до 65.
  2. Продлен мораторий на индексацию выплат тем гражданам, кто продолжает работать.
  3. Не отменена заморозка на накопления по системе ОПС.

Повышение пенсионного возраста

Вопрос повышения возраста выхода на пенсию регулярно поднимается и рассматривается чиновниками, но пока решительных действий по этому поводу предпринято не было. Конечно, повышение пенсионного возраста позволит увеличить бюджет Пенсионного фонда и уменьшить его дефицит. Но пока никто не решается на этот шаг и перспектив, что его сделают, нет.

На данный момент увеличение пенсионного возраста произошло только для госслужащих:

  • Введены возрастные ограничения для тех, кто может работать на госслужбе: на руководящих должностях – до 70, на других – до 65.
  • Увеличен общий стаж для выхода на пенсию: теперь он составляет не 15, а 20 лет.
  • Увеличен возраст выхода на пенсию для женщин — на целых 8 лет (63 года), а для мужчин на 5 (65 лет).

Индексация выплат работающим пенсионерам

На данный момент в связи с дефицитом Пенсионного фонда индексация для всех работающих пенсионеров заморожена и не осуществляется. Индексация проводится только для не работающих пенсионеров.

Заморозка накопительных пенсий

Заморозка накопительной части выплат продолжается уже несколько лет, и скорее всего мораторий будет продлен до 2019 года. Это никак не будет в будущем влиять на размер пенсии граждан. А пока это сделано для того, чтобы можно было проверить деятельность многих негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и защитить в будущем деньги людей.

Предполагаемые изменения 2019-2019: последние новости

Относительно прогноза будущих событий можно строить пока только предполагаемые варианты развития событий. Что нового можно ожидать в будущем:

  1. Могут быть отменены пенсии для военных, работников МВД и других структур, которые имеют право выходить на пенсию. Вместо этого предлагают ввести выплаты для переквалификации, которые позволят военным получить новую профессию и найти место на рынке труда.
  2. Будет сокращена в будущем проводимая индексация или вообще отменена для многих категорий пенсионеров.
  3. Произойдет постепенное повышение пенсионного возраста не только для госслужащих, но и для остальных категорий граждан.
  4. Введен пенсионный индивидуальный капитал, который будет формироваться в том числе и за счет предоставления налоговых каникул по НДФЛ для работников.
  5. Отменена базовая часть выплат для работающих пенсионеров.
  6. Введены изменения в процесс начисления и выплаты материнского капитала.

Как оплатить детский сад с материнского капитала? Читать далее.

Условия начисления пенсии за выслугу лет военнослужащим читайте здесь.

Но это не итоговые новшества, постоянно в Правительство вносятся новые проекты и предложения, и что изменится в будущем, трудно предугадать.

Видео-репортаж о последних новостях

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Пенсионная реформа: Правительство придумало новый план

Минфин продолжает сомнительные эксперименты с деньгами будущих пенсионеров

Правительство все никак не успокаивается, продолжая «править» на ходу пенсионную реформу. После самых болезненных шагов — принудительного изъятия накопительной части пенсии, замораживания индексаций работающим пенсионером и повышения пенсионного возраста — настал черед еще менее понятных для населения мер.

[1]

В пятницу, 25 октября, в СМИ появилась информация, больше похожая на слив, что законопроект о «государственном пенсионном плане» (ГПП), который в сентябре анонсировал Минфин, находится в высокой стадии готовности. Перед внесением его в Госдуму, документ обсудят с общественностью. Обращает на себя внимание, что в законопроекте термин «государственный пенсионный продукт», фигурировавший ранее, заменен на «гарантированный пенсионный план».

Читайте так же:  Нюансы продажи квартиры, полученной по наследству и менее 3 лет находящейся в собственности

Впрочем, сути это не меняет, фундаментом новой системы остаются негосударственные пенсионные фонды. Но появились и новые «строительные» блоки.

Так, Минэкономики предлагает создать в России Национальный расчетный депозитарий (НРД), который будет контролировать денежные потоки, поступающие в НПФ. Предполагается, что депозитарий будет страховать добровольные пенсионные накопления — на сумму до 1,4 млн. рублей (так же, как сегодня страхуются вклады в банках).

Правда, не стоит обольщаться. Речь идет вовсе не о тех почти 38 миллионах россиян, которые доверили обеспечивать их будущую старость НПФ. А о тех, кто будет участвовать в системе под названием ГПП. Это новая вариация пенсионной системы, суть которой в следующем: копить на пенсию будете сами, ежемесячно из личной зарплаты откладывая 6% (а можно и более, но от НДФЛ будут освобождены суммы только в пределах 6%) в негосударственный фонд.

Минфин возлагает на систему ГПП большие надежды, поскольку именно она якобы и позволит объединить две системы выплаты пенсий — государственную и негосударственную. Но главным остается вопрос, как НПФ будут зарабатывать деньги на пенсионных отчислениях граждан? Лишь считанные фонды за последние год сумели «обогнать» не только инфляцию, но и государственный Внешэкономбанк. И это не говоря уже про банки.

«Пенсионная» свобода или вседозволенность?

Недавно чиновники предложили «либерализовать» НПФ, чтобы они могли вкладывать накопления граждан в более доходные финансовые инструменты, нежели сейчас. Правда, и рисковать при этом придется. Причем не сиюминутной выгодой, а собственной обеспеченной старостью.

О том, насколько обоснованы предложения правительства, «Свободная пресса» поговорила с руководителем департамента образования Института трейдинга и инвестиций Евгением Удиловым.

«СП»: — Как вы полагаете, будет ли работать предложенная Минэкономики система страхования пенсионных накоплений?

— Озвученные меры выглядят продуманными. Они позволяют существенно снизить информационную и материальную уязвимость сектора для граждан, делая его более привлекательным. При этом для реализации этой защиты должны быть привлечены уже действующие, проверенные и опытные в соответствующих направлениях организации.

Однако не стоит забывать, что надежный механизм защиты — это только первая часть успеха всей негосударственной пенсионной системы. Без ее второй части — привлекательной доходности — граждан будет очень сложно заинтересовать в полноценном и активном участии в своем пенсионном будущем. А значит, необходимы усилия по гармоничному развитию обеих составляющих этой системы.

«СП»: — Ну, так ведь государство, кажется, и доходностью НПФ озаботилось.

— Честно говоря, предлагаемые правительством изменения в текущей ситуации представляются бесполезными. Дело в том, что законодатели пытаются изобрести некую универсальную инвестиционную формулу успешного НПФ. К сожалению, такой формулы не существует, потому что на разных стадиях экономического и кредитного цикла оптимальные стратегии инвестирования будут различны.

«СП»: — Хотите сказать, просто расширять спектр финансовых инструментов — не панацея?

— Правительством предлагается снять ограничение по безубыточности НПФ. Это, вероятно, делается, по причине низкой доходности в последние годы. Если в нынешней законодательной конфигурации разрешить показывать по итогам года убытки, то стратегия инвестирования может качнуться в сторону более рискованных инструментов. Это было бы хорошо в начале экономического цикла, но сейчас он завершается, а это значит, может произойти сильный спад стоимости рисковых активов, и как следствие фонды могут зафиксировать серьезные убытки.

Если это произойдет, то, исходя из текущей логики принятия законодательных изменений, НПФ вновь запретят «рискованные» стратегии. И так по кругу, пока не станет понятно, что такой подход совершенно неэффективен, так как основывается на последней ошибке и не учитывает прогнозов будущего.

«СП»: — И что в такой ситуации должно делать правительство?

— Разумнее было бы законодательно развивать условия для создания НПФ, в основе которых будут лежать различные инвестиционные стратегии. Для этого можно было разделить фонды на категории в соответствии с профилем риска.

Для каждой категории фондов нужно установить свои правила получения вознаграждения. Там, где в основе будут лежать стратегии с инструментами фиксированной доходности (консервативные), вознаграждение НПФ взималось бы вне зависимости от конечного результата.

Там, где инвестиционные стратегии основаны на более доходных инструментах, вознаграждение НПФ взималось в виде комиссии с прибыли.

При этом финансово-экономический блок правительства России, совместно с Банком России могли бы раз в полгода или год, на основе своих экономических прогнозов рекомендовать гражданам оптимальные пропорции консервативной и доходной долей в накопительной части пенсии.

Плюс раз в полгода для доходной части вложений и раз в год для консервативной нужно, разрешить гражданам без потери инвестиционного дохода переводить 20% своих средств. Это дало бы стимул для здоровой спортивной конкуренции между фондами, за лучшие инвестиционные результаты.

«СП»: — Ну, допустим, правительство на такие сложные эксперименты вряд ли решится. А вот разрешить демонстрировать убыток — это пожалуйста. Но можно в этой ситуации хоть как-то минимизировать риски для граждан?

— Что касается обратной стороны либерализации, то ею должна стать более жесткая и прозрачная отчетность НПФ. Как перед регулятором, так и перед общественностью. А также более жесткие профессиональные и прозрачные критерии по получению лицензии на эту деятельность.

Нужны жесткие и прозрачные критерии по разрешенному наращиванию клиентской базы: чем дольше показываешь сильные результаты, тем больше может быть клиентов.

Такая система при информационной поддержке и разъяснительной работе могла бы, и граждан заинтересовать в формировании негосударственной пенсии, и дать возможность вырасти сильным финансовым российским игрокам, и повысить среднюю доходность накопительной пенсии, и наконец, дала бы возможность государству помочь гражданам реально заработать на пенсию.

Читайте так же:  Выплата пособия по безработице

Пенсионная реформа 2017 и ее суть

В связи с изменениями в конце 80-х начале 90-х годов 20 века российской государственной системы в соответствии с принципами рыночной экономики, возникла потребность реформирования действовавшей в СССР пенсионной системы. Старая система предполагала пенсионное обеспечение за счет средств государственного бюджета, однако в новых реалиях такая система не уже соответствовала условиям рыночной экономики. В результате государством был разработан масштабный план по постепенному реформированию пенсионной системы сроком до 2025 года.

Каковы же основные этапы реформирования системы? Какие важные изменения произошли в начале 2015 года? Какие изменения осуществились в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основные этапы реформирования

В 1990-х — начале 2000 годов был принят ряд законов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Становление современной российской системы пенсионного страхования имело несколько серьезных этапов:

Этап пенсионной реформы 2015 года

Начиная с 1992 года демографическая ситуация в стране начала меняться в худшую сторону, что привело к реальному снижению количества трудоспособного населения. В этих условиях государству приходилось за счет бюджета проводить дополнительные отчисления в ПФ для полного удовлетворения нужд по покрытию пенсионных выплат. Чтобы решить проблему с нехваткой денежных средств, государством была запланирована долгосрочная пенсионная реформа.

Главным нововведением стало появление страховой пенсии и страхового стажа, позволяющего гражданам рассчитывать на минимальные обязательные выплаты при наступлении наступлении пенсионного возраста. Однако вместе с этим, для получения своей заслуженной пенсии у граждан появилась необходимость отработать определенный срок, который стал устанавливаться государством.

Еще одним нововведением 2015 года стали пенсионные баллы, которые гражданин должен накапливать в процессе своей трудовой деятельности. Количество баллов стало прямо зависеть от величины отчислений в ПФ, осуществляемых работодателем.

Обратите внимание! Получение и накопление страховых баллов с 2015 г. стало возможно только при официальном трудоустройстве. Чем выше официальная заработная плата, тем больше баллов гражданин получит за каждый календарный год.

Сторонники новой системы расчета пенсий считали ее довольно эффективной для каждого гражданина, который заботится о своем будущем благосостоянии. Однако среди экспертов и законодателей были и противники нововведений, которые указывали на их значительные недостатки:

  • постепенное повышение обязательного страхового стажа — если до 2015 года он составлял 5 лет минимум, то к 2024 году стаж должен достигнуть минимум 15 лет;
  • планомерное увеличение количество пенсионных баллов, гарантирующих назначение пенсии в будущем — в 2015 году этот показатель находился в пределах 6,6, но к 2025 году он должен составить 30 баллов.

Такие изменения должны были стимулировать граждан более ответственно подходить к выбору работы, поскольку только при официальном трудоустройстве можно заработать необходимый стаж и баллы.

Особенности пенсионного реформирования в 2017 году

В конце 2016 — начале 2017 гг. неоднократно выдвигались инициативы о повышении пенсионного возраста гражданам России, некоторые из которых были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Первыми эти изменения почувствовали на себе работники госслужб, пенсионный возраст которых в 2017 году был повышен на 6 месяцев и составил 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Это плановое повышение должно стать поэтапным и к 2032 году и 2026 году достигнуть 65 лет для мужчины и 63 лет для женщины соответственно.

Еще одним обязательным изменением стало увеличение взносов в ПФ для самозанятого населения. Следовательно, если гражданин ведет предпринимательскую деятельность, он должен вовремя получить информацию о размере обязательного взноса, исчисляемого из его официального дохода. Кроме того, с 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы Федеральной налоговой службе, при этом за Пенсионным фондом остались обязательства по администрированию взносов, осуществленных до 2017 года, а также добровольных взносов на страховую и накопительную пенсию.

Также увеличился размер фиксированной выплаты благодаря индексации 1 февраля (5,4%) и 1 апреля (0,38%), что повлекло за собой повышение минимальной пенсии. Это гарантированное повышение было назначено в автоматическом режиме, без соответствующего заявления граждан. На 2,6 % увеличились и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

По словам министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина, в 2017 году больше не будет происходить серьезных изменений в пенсионной системе. Политика реформирования будет проводиться очень плавно, и для граждан предпенсионного возраста не станет критичной.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Реформирование пенсионной системы России в условиях рыночной экономики было практически неизбежно. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий. В 2017 году начался этап постепенного повышения пенсионного возраста граждан, но пока это коснулось лишь работников государственных служб.

Источники


  1. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  2. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.

  3. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
  5. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
  6. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.
Последствия и планы пенсионных реформ в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here