Приобретение, ограничение и прекращение права собственности на землю

Самое важное в статье: "Приобретение, ограничение и прекращение права собственности на землю" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Земельное право»

Вариант № 2

по теме: Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю

Выполнила: студентка ЗФ (УО ДОТ)

№ зачётной книжки 11041031523

Хабаровск 2013 г.

1. Возникновение прав на землю………………………………………………. 4

1.1 Основания возникновения прав на землю…………………………………..4

1.2 Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности…………………………….7

1.3 Договор купли-продажи земельного участка……………………………. ..13

2. Ограничение прав на землю…………… ……………………………………14

3. Прекращение прав на землю…………………………………………………18

3.1 Основание прекращения прав на земельный участок, находящийся у лиц на праве собственности…………………………………………… …………….18

3.2 Порядок принудительного прекращения прав на земельный участок…. 23

3.3 Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок…………24

Список использованных источников…………………………………………. 40

Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Одно из них – адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка.

Законодательное регулирование в этой области в целом следует основным тенденциям развития земельных отношений в стране и направлено на решение ряда как стратегических, так и тактических задач государственной земельной политики.

Любое государство с рыночной системой экономики стремится к эффективному вовлечению земель в экономический оборот, соблюдая при этом интересы общества и государства. Такую цель ставит перед собой и Российская Федерация. «Главное сегодня – не мешать развитию рынка земли там, где он уже есть. Закрепить в Кодексе самые современные представления о формах и методах регулирования земельных отношений» (Ежегодного послания Дмитрия Анатольевича Медведева к Федеральному собранию РФ от 12.11.2009 г.).

Теоретической основой данной работы послужили основные положения основ гражданского и земельного законодательства, научные работы о гражданском, земельном законодательстве и праве, современные труды ученых-правоведов России.

Целью данной работы является раскрытие основ возникновения, ограничения и прекращение прав на землю, а также особенности их правового регулирования.

1. Возникновение прав на землю

1.1 Основания возникновения прав на землю

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В предусмотренном Законом случае (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) юридическим лицам земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, и гражданам, и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ).

Новеллой действующего земельного законодательства стало то, что земельные участки в постоянное пользование гражданам теперь не предоставляются. Однако если такое право у гражданина возникло до даты официального опубликования действующего Земельного кодекса, то оно за гражданином сохраняется. Одновременно ему разрешено по его желанию переоформить свое право постоянного пользования земельным участком на право собственности.

Юридические лица, в отличие от граждан, по закону обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 2004г.

Правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделены органы государственной исполнительной власти, осуществляющие управление и распоряжение федеральным имуществом.

Землями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, распоряжаются органы исполнительной власти субъекта Федерации согласно его законодательству.

Муниципальной земельной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первичным и основным юридически значимым выражением воли собственника земли по передаче прав на земельный участок. При безвозмездной передаче земельного участка данное решение является основанием для отвода участка в натуре и государственной регистрации прав на участок; при возмездном отчуждении – основанием для заключения договора.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Это общее правило, предусмотренное Земельным кодексом РФ.

Бесплатно земельные участки в собственность граждан и юридических лиц предоставляются только в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так не взимается плата с граждан, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если они реализуют свое право по переоформлению их в собственность.

Гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства бесплатно могут предоставлятьс я земельные участки в пределах максимальных размеров земельных участков, установленных по правилам земельного нормирования.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданину, имеющему земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Если граждане или юридические лица ходатайствуют о предоставлении им в собственность для строительства участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то отказ не допускается, за исключением случаев, когда испрашиваемые земельные участки изъяты из оборота, либо федеральным законом установлен запрет на их приватизацию, либо они зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.

Не допускается также отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной и муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что помимо норм главы 17 ГК РФ и Земельного кодекса РФ возникновение прав на землю регулируют многие другие подзаконные нормативные правовые акты. В силу ст. 6 Вводного закона изданные до введения в действие Земельного кодекса правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

1.2 Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности

Читайте так же:  Нужны ли свидетели для подачи документов в суд на алименты

Есть несколько объяснений тому, что земельным законодательством определены некоторые особые правила приобретения прав на земельные участки гражданами и юридическими лицами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Первое заключается в том, что при переходе прав на земельный участок частным лицам естественным образом сокращается площадь земель, находящихся в так называемой публичной собственности. Поэтому процедура перехода требует обеспечения не только прав и интересов лиц, приобретающих земельные участки, но и соблюдения интересов государства, муниципального образования, общества. Для этого вводятся ограничения оборота земельных участков, а также условия, уменьшающие возможность злоупотреблений со стороны должностных лиц, предоставляющих земельные участки.

Второе объяснение связано с тем, что в Российской Федерации не завершена земельная реформа и большой перечень земельных участков переходит из государственной собственности в собственность граждан и юридических лиц в особом порядке. Например, приобретение земельных участков, находящихся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения, а также граждан и юридических лиц, не предусмотренных ст. 20 3 К РФ в качестве обладателей права постоянного (бессрочного) пользования.

При этом действующим законодательством уделено внимание отдельным вопросам предоставления прав на земельные участки из государственной собственности: для определенных целей – под застройку, а также на основании установленных видов права – собственности и аренды, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования, а также сервитута.

Переход права собственности на земельные участки из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан именуется приватизацией.

Распоряжение земельной, как и любой другой, собственностью может происходить по воле собственника и на основании закона. Поскольку государственная и муниципальна я собственность – это особый вид собственности, законодательством (в качестве проявления этой воли) могут быть установлены различные, не противоречащие Конституции РФ, правила владения, пользования и распоряжения государственными и муниципальными землями. Так, земельным законодательством определено, кем осуществляется распоряжение землей, а также устанавливается мера (ограничения) действий уполномоченных органов и должностных лиц.

Поэтому Земельным кодексом РФ и определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке и на основаниях, предусмотренных земельным законодательством.

Земельным правом в настоящее время установлено правило, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Только за плату, размер которой устанавливается Земельным кодексом РФ, земельные участки предоставляются в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Возможно и бесплатное предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам Российской Федерации, но лишь в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не определяется, когда и в каких случаях уполномоченные органы вправе предоставлять не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте земельные участки из государственной или муниципаль ной собственности. Вправе эти органы и отказать в предоставлении таких земельных участков, за исключением следующих случаев: не допускается отказ в предоставлении земельных участков из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земельных участков: для строительства, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Возникновение (приобретение) и прекращение права собственности на землю

Право собственности на земельные участки возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (глава 2 ГК РФ), а также иными федеральными законами.

Общие основания приобретения права собственности (в том числе в отношении земельного участка) установлены статьей 218 ГК РФ. Иные основания возникновения права собственности на земельный участок предусмотрены ЗК РФ.

Особо оговорены законодателем случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на землю. Во-первых, в основе возникновения права государственной или муниципальной собственности на землю может лежать нормативно-правовой акт (к примеру, Федеральный закон РФ «О разграничении государственной собственности на землю»). Во-вторых, это может быть решение соответствующего государственного (муниципального) органа о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ). В-третьих, в случае нарушения собственником земельного участка земельного или иного законодательства на основании соответствующего судебного решения возможно принудительное прекращение права частной собственности на земельный участок путем его изъятия (ст. 44 ЗК РФ), конфискации (ст. 50 ЗК РФ) или реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Кроме того, по решению суда право государственной или муниципальной собственности может возникнуть на безхозяйный земельный участок.

В качестве одного из оснований возникновения права частной собственности на землю закон допускает приватизацию земельных участков. При этом исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также иными федеральными законами (в частности, Федеральным законом РФ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральным законом РФ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Право собственности на земельный участок может быть прекращено только по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены непосредственно законом.

В соответствии со статьей 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается, во-первых, при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, во-вторых, при отказе собственника от права собственности на земельный участок, в-третьих, в силу принудительного изъятия у собственника земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом принудительное изъятие земельного участка у собственника допускает только по основаниям, предусмотренным непосредственно законом: 1) при обращении взыскания на земельный участок по обязательствам; 2) при отчуждении земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу; 3) при реквизиции земельного участка; 4) при конфискации земельного участка; 5) при невозможности выдела в натуре земельного участка участнику долевой собственности при ее разделе на основании статьи 252 ГК РФ; 6) в случае признания на основании судебного решения права собственности на земельный участок за собственником недвижимости, согласно пункту 2 статьи 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами; 7) в случае выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Как быть, если организация не хочет перечислить алименты на номинальный счет

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8406 —

| 7319 — или читать все.

Основания возникновения и прекращения права собственности на землю. Основания возникновения права собственности на земельный участок

Основания возникновения права собственности на земельный участок

Право собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским, земельным законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации. К таким основаниям, в частности, относятся:

1. административно-правовой акт или решение о предоставлении земельного участка (ст.ст. 29-32.2 Земельного кодекса РФ);

4. приобретательная давность – действуют общие нормы Гражданского кодекса;

5. судебные решения.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Земельный кодекс РФ предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок. Земельный кодекс РФ предусматривает перечень таких земель, а также земель с ограниченным оборотом и земель, которые могут принадлежать лишь определенным участникам.

[1]

Основания прекращения права собственности на землю

Право собственности на земельный участок прекращается:

· при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам,

· при отказе собственника от права собственности на земельный участок,

· в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством

Принудительное изъятие осуществляется только в случаях предусмотренных Земельным кодексом РФ, а именно:

1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.49 ЗК РФ)

«1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.»

Конфискация земельного участка (ст. 50 ЗК)

«Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация)».

2. Реквизиция земельного участка ( ст.51 ЗК):

« 1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке».

3. Неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, использование земельного участка с нарушением законодательства (ст. 54 ЗК РФ)

Содержит основания изъятия земельных участков в подобных случаях у землевладельцев и землепользователей, но не распространяет их на собственников. Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Касается это двух категорий земель — предназначенных для сельхозпроизводства и под любую разновидность строительства.

Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

[2]

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Современные проблемы приобретения, ограничения и прекращения прав на земельные участки из состава земель промышленности

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Сязин И. Е. Современные проблемы приобретения, ограничения и прекращения прав на земельные участки из состава земель промышленности // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/archive/114/30428/ (дата обращения: 29.10.2019).

Читайте так же:  Как и где проверить кадастровый номер земельного участка

Рассмотрены особенности и отмечены наиболее существенные проблемы в части приобретения, ограничения и прекращения прав на земельные участки из состава земель промышленности. Предлагается упростить процесс получения гражданами и юридическими лицами земельных участков из состава земель промышленности на определенных условиях, подготовить соответствующие госпрограммы и нормативно-правовые акты.

Ключевые слова: приобретение, ограничение и прекращение прав на земельные участки, земельный участок, земли производства, земли промышленности и иного специального назначения.

Одна из причин медленного совершенствования производящих секторов экономики — опережающее развитие жилищно-строительного сектора (за счет скорого выделения земель под многоэтажное строительство) при отсутствии государственного (правового) внимания на трудность частных лиц — начинающих производственников — с получением дорогостоящих земель для производства. Во многом по этой причине существует проблема нехватки мест трудоустройства, что вынуждает граждан из небольших городов и сел перебираться в крупные города. Увеличение числа жителей растущих городов создает угрозу состояния здоровья жителей этих городов и будущих поколений, увеличение плотности населения в городах при одновременном медленном вымирании, инфраструктурной и иной деградации небольших городов и поселений, угрозу возможных социальных последствий в случае нехватки по каким бы то ни было причинам продовольствия.

Данная проблема во многом является следствием отсутствия четкого выделения земель промышленности в отдельную самостоятельную категорию и подразделение ее на субкатегории, некодифицированность земельного законодательства, защита современной редакцией Земельного кодекса России [3] (далее — ЗК РФ) интересов крупных частных собственников земельных участков, отсутствие в ЗК РФ специальных вещных прав, упрощающих получение земли для производственных целей. Все это порождает трудности земельных правоотношений в части приобретения, ограничения и прекращения прав на земельные участки производственного назначения.

Наиболее полным и основополагающим видом прав является право собственности. Право собственности на земельный участок из состава земель промышленности характеризуется совокупностью гражданско-правовых норм, которые регулируют приобретение, ограничение и прекращение прав на земельные участки из состава земель промышленности [9]. Право собственности состоит из права владения, пользования и распоряжения земельным участком из состава земель промышленности в пределах, дозволенных законодательством.

Кроме права собственности, для лиц, не являющихся собственниками земельных участков, существует право аренды земельных участков; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут); безвозмездное пользование земельными участками [3].

В каждом из выделенных видов прав имеются свои особенности. Например, в процессе установления арендной платы за земли промышленности, находящихся в публичной собственности, необходимо, с одной стороны, учитывать интересы публичного собственника, которые состоят в максимально эффективном распоряжении землями промышленности, находящимися в публичной собственности, а с другой стороны, интересы арендатора, заключающиеся в том, чтобы размер арендной платы по причине регулярного повышения не стал для него разорительным [9]. В связи с этим, как считает А. С. Трифонов, размер и порядок изменения арендной платы за земли промышленности, находящиеся в частной собственности, должны устанавливаться и изменяться только по соглашению сторон в договоре аренды.

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ [1] и ст. 209–217 Гражданского кодекса России [2] (далее — ГК РФ) в России установлены следующе формы собственности: государственная (федеральная и собственность субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности, частная собственность (собственность граждан и юридических лиц).

Выделяют несколько способов приобретения права собственности на земельный участок: переоформление ранее принадлежавших прав на земельные участки гражданами и юридическими лицами; административное признание права на земельные участки; гражданско-правовой способ признания права собственности на земельный участок [8].

По мнению Э. А. Гряда, приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, связано с решением вопроса о наличии или отсутствии права на приобретение земельных участков, которое зависит от вида субъекта, правового режима земельного участка (включая правила об ограничении оборотоспособности), а также наличия ранее возникших прав [6].

Исходя из анализа современного состояния земельного законодательства в части приобретения, ограничения и прекращения прав на земельные участки из состава земель промышленности, можно отметить следующие наиболее существенные проблемы:

а) неурегулированность процесса государственного выделения земельных участков из состава земель промышленности. Здесь же важно отметить длительный процесс перевода земель из федеральной собственности в собственность субъектов РФ [4, с.106];

б) отсутствие реальной помощи государства в получении земель промышленного назначения для реального производства. Следует особо подчеркнуть отсутствие законодательно закрепленной аренды и безвозмездного пользования землями промышленности для целей производства. При этом вопрос аренды и предоставления земельных участков для целей производства в безвозмездное пользование представляет собой не менее серьезную проблему, что требует учета всех особенностей и накопленного опыта регулирования земельного законодательства;

в) слабо урегулированный процесс перевода земельных участков из других категорий в категорию земель промышленности.

Для решения выше перечисленных проблем предлагается следующее.

[3]

1. Упростить процесс получения гражданами и юридическими лицами земельных участков из состава земель промышленности в виде аренды и безвозмездного пользования для реального производства, на определенных условиях (связанных с процессом изготовления товаров), при невыполнении которых, орган, выдавший землю для промышленных целей имел бы юридическое право наложить определенные санкции на должностных и иных лиц, либо вернуть выделенный земельный участок в государственную собственность. Для этой цели необходима межотраслевая юридическая подготовка нормативных документов; особенно важен процесс, связанный с постановкой таких земельных участков на учет [5] и регистрацией соответствующих прав [7].

2. Подготовить нормативно-правовые акты, которые упрощали бы процесс перевода земельных участков из других категорий в категорию земель промышленности. Здесь необходимо учитывать расположение земель поселений; однако согласование данного процесса с местными властями может создать серьезные преграды. В очередной раз следует отметить необходимость разделения земель промышленности на субкатегории в зависимости от специфики производства и ее влияния на окружающую среду; это должно согласоваться с современными и перспективными нормами экологического права.

3. Согласовать государственную политику развития частного бизнеса (госпрограммы), с процессом получения гражданами и юридическими лицами земель под производство. Для развития здоровой конкуренции и совершенствования промышленности необходимо поддерживать как среднее, так и малое производство.

Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю

Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю

1. Основные понятия, связанные с правом на землю

2. Возникновение права на землю

2.1 Основания для приобретения права на землю

2.2 Регистрация права на землю

Читайте так же:  Как выписать человека из дома без согласия

3. Ограничение прав на землю

4. Прекращение прав на землю

4.1 Добровольное прекращение прав на землю

4.2 Принудительное прекращение прав на землю

4.2.1 Отчуждение земельного участка

4.2.2 Реквизиция земельного участка

4.2.3 Конфискация земельного участка

4.3 Основания для принудительного прекращения права

1. Основные понятия, связанные с правом на землю

Собственность – это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, купив земельный участок в собственность, гражданин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем. На форме земельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отличающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда.

Экономические отношения собственности – это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства.

Отношения собственности на землю представляют собой неотъемлемую составную часть экономических отношений собственности в целом.

Право собственности на землю в объективном смысле представляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли.

Право собственника на землю в субъективном смысле – это закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своих интересах путем совершения в отношении этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельности собственника.

В практике и теории земельного права под «правом собственности на землю» понимается право в субъективном смысле, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение. В настоящее время все имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Для всех форм собственности характерен единый набор правомочий, но содержание и объем их различны.

1. Владение – основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России.

В отличие от владения обычным имуществом, владение землей представляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в случае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

2. Пользование – это допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и законным интересам других лиц. Общее правило – рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

3. Распоряжение – это допустимая законом возможность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.).

Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах:

  • изменение фактического состояния земли (земельного участка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса (освоение земельного участка под огороды влечет за собой присвоение этому участку положения сельскохозяйственного угодья);
  • изменение правового режима земель (частный собственник не вправе менять целевое назначение – связано со льготами в части размера поземельных платежей, идущих в пользу государства);
  • изменения в составе лиц, являющихся собственниками земельных участков в процессе, во-первых, предоставления земельных участков в собственность, аренду и пользование, осуществляемого с соблюдением установленных процедур; во-вторых, изъятия земельных участков; в-третьих, обмена земельных участков между субъектами права собственности.

К примеру, по действующему земельному законодательству собственнику земельной доли принадлежит право выбора одного из десяти вариантов ее распоряжения: передача в аренду, дарение, передача по наследству, продажа, внесение в уставной капитал с правом или без права получения обратно, передача на условиях пожизненной ренты или пожизненного содержания, обмен на земельную долю в другом хозяйстве, получение земельного участка в счет доли для ведения личного подсобного или крестьянского хозяйства.

Все участники земельных отношений имеют различный правовой статус 1 :

• собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;

• землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

• землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

• арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

• обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

2. Возникновение права на землю

2.1 Основания для приобретения права на землю

Нормы земельного кодекса в части возникновения прав на земельные участки являются отсылочными. Так, статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права на земельные участки могут возникнуть по следующим основаниям:

  • договор или иная сделка (договоры купли-продажи, мены, дарения земельного участка, договор ренты или пожизненного содержания с иждивением и т.п.);
  • акт государственного органа или органа местного самоуправления (решения уполномоченного в области земельных отношений органа о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду и т.д.);
  • вступившее в законную силу судебное решение, установившее право на земельный участок;
  • приобретение имущества способами, не запрещенными законом (приобретение права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности).

Основания для приобретения права собственности для всех объектов недвижимости в целом установлены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. ЗК РФ предусмотрены специальные основания приобретения права собственности на такой специфический объект недвижимого имущества, как земельный участок, гражданами – оформление права собственности на земельный участок, который находился у них на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения до 30.10.2001, то есть до вступления ЗК РФ в силу.

Читайте так же:  Риски покупателя при покупке квартиры у юридического лица

Кроме того, право собственности может быть оформлено и гражданами Российской Федерации, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы.

Основания и порядок приобретения прав на земельные участки регулируется Гражданским законодательством. Однако следует иметь в виду, что особенности приобретения прав на данный объект недвижимого имущества регламентированы Земельным законодательством и при наличии противоречий следует руководствоваться нормами Земельного кодекса как специальными по отношению к земельным правоотношениям.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом № 122 от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (последние изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2012 № 294-ФЗ).

Приобретение прав на земельные участки определенных категорий на основании и в соответствии с ЗК РФ может быть дополнительно урегулировано иными федеральными законами. Так, отдельные положения о приобретении земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом № 101 от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (последние изменения внесены Федеральным законом от 30.06.2012 № 96-ФЗ).

Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если на них расположено недвижимое имущество, урегулировано также и нормами Федерального закона № 178 от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» (последние изменения внесены Федеральным законом от 18.07.2009 № 181-ФЗ).

Статья 25 ЗК РФ особо подчеркивает, что основания приобретения прав могут быть установлены только федеральными законами, однако субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами могут быть утверждены отдельные нормы, определяющие условия приобретения земельных участков.

2.2 Регистрация права на землю

Права на земельные участки и сделки с земельными участками (в том числе аренда) подлежат обязательной государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки в соответствии с законодательством 2 .

Во-первых, только с момента государственной регистрации прав на земельный участок можно считать данные права возникшими (за исключением прав, возникающих в силу закона, например, наследство).

Во-вторых, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В-третьих, зарегистрированное право на земельный участок может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация носит заявительный характер. Иными словами, для регистрации прав того или иного лица на земельный участок данное лицо должно обратиться лично или через представителя, действующего на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в регистрационный орган с заявлением о государственной регистрации права или сделки.

Правообладатель для того, чтобы зарегистрировать свое право на земельный участок (или сделку с ним), должен оплатить в федеральный бюджет государственную пошлину за государственную регистрацию в размере, определенном Налоговым Кодексом Российской Федерации, и обратиться с заявлением о государственной регистрации в соответствующий территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Размер государственной пошлины зависит от вида разрешенного использования земельного участка, право на который регистрируется.

К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены необходимые для ее осуществления документы. Такие документы можно условно разделить на следующие группы.

1. Документы, подтверждающие правоспособность правообладателя. Сюда относятся учредительные документы юридического лица, документы, удостоверяющие личность физического лица.

2. Документы, подтверждающие право действовать от имени правообладателя. Такими документами являются:

– для физического лица – доверенность, которая должна быть нотариально удостоверена.

– для юридического лица – доверенность может быть совершена в простой письменной форме, но подпись доверителя должна быть заверена печатью юридического лица. В случае, когда от имени организации действует ее руководитель, необходимы документы, подтверждающие факт его назначения (избрания) на соответствующую должность.

3. Документы, являющиеся основаниями для государственной регистрации возникновения (перехода, прекращения) прав на земельный участок. 3

Видео (кликните для воспроизведения).

К ним относятся:

  • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
  • акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
  • свидетельства о праве на наследство;
  • вступившие в законную силу судебные акты;
  • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
  • иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Источники


  1. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.

  2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  3. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
  4. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
  5. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
  6. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
Приобретение, ограничение и прекращение права собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here