Простым языком о приватизации понятие, способы и порядок проведения

Самое важное в статье: "Простым языком о приватизации понятие, способы и порядок проведения" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Простым языком о приватизации: понятие, способы и порядок проведения

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАТОРОВ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕДВИЖИМОСТЬ: ПРАВА И СДЕЛКИ
НОВЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

Е.А. КИНДЕЕВА, М.Г. ПИСКУНОВА

Киндеева Елена Агзамовна — заместитель руководителя Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы, заведующая кафедрой государственной регистрации Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации (п. 5.5 совместно, п. п. 5.7, 5.8, гл. 7, 11).

Пискунова Марианна Гирфановна — заведующая кафедрой правовых дисциплин Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор кафедры «Менеджмент и финансы» Института развития дополнительного профессионального образования (введение, гл. 1 — 4, 6, 8 — 10, 12, п. п. 5.1 — 5.6, п. 5.5 совместно).

Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.
Читайте так же:  Налог с продажи квартиры, полученной в наследство как не платить лишнего

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Простым языком о приватизации: понятие, способы и порядок проведения

РИЭЛТОР: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

1. Субъекты гражданских правоотношений

2. Объекты гражданских правоотношений

3. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

4. Право собственности и иные вещные права

5. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

6. Правовое регулирование земельных отношений

Разгосударствление и приватизация: понятие, цели, способы. Особенности приватизации в России

Эконом.теор.курсовая.docx

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра права и экономической теории

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема: «Разгосударствление и приватизация: понятие, цели, способы. Особенности приватизации в России»

2.1 Бесплатная приватизация……………………………………………… …. 8

3.1 Динамика изменения реального ВВП в РФ……………………………….21

Список используемой литературы………………………………………………24

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении

и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль

играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы

[2]

собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не

занималось активно хозяйственной деятельностью. Преобладание

государственной формы собственности в экономике страны ведет к

возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития

экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна выгодна производителю.

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает

монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в

качестве авторитарно- бюрократического государства.

Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.

Задачи исследования: · определить экономическое содержание процесса приватизации; · провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации; · изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации; · проанализировать предварительные итоги приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России; · рассмотреть перспективы приватизации в России. При написании работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные и правительственные документы.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию

государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли

государства в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства

Читайте так же:  Чем разбой отличается от вымогательства и смежных преступлений

большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих

полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть

важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного

предпринимательства, но государство остается структурным элементом

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, а

последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления

сохраняет государственную собственность и направлен на повышение

эффективности функционирования остающихся в государственном секторе

Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все

более редкой становится ситуация, при которой демократические партии

выступают за расширение государственного сектора, а их политические

противники – за частный.

Основными способами разгосударствления являются:

. стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их

освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования

конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых

характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода

запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной

рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в

результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может

поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес

(через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения

иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это

делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает

разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их

переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам

рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий

предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство

либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование,

отменяет льготное налогообложение, оказывает в списании кредитной

задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе

критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных

объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению

дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от

субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это

в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению

Создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных

форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием

и налогообложением. Речь в данном случает идет не только и не столько о

создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении

в структуры государственной собственности других форм собственности

Денационализация государственной собственности, которая в подавляющей

своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом

собственность государственных предприятий может переходить не только в

частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий,

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в

изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма

Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Читайте так же:  Порядок раздела совместно нажитого имущества при разводе

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

[3]

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Понятие приватизации, цели, задачи приватизации и разграничение со смежными понятиями.

Конец 1980-х – отказ от административных методов, реформирование экономики, перевод на самоокупаемость и хозрасчёт – но предприятия были государственные => нужна приватизация.

Разгосударствление и приватизация

Основное отличие указанных понятий основывалось на правовом статусе лица, приобретающего государственное имущество(коллективные и частные предприятия).

Законодательство этого периода широко использовало экономические термины, особо выделяя коллективные формы собственности. Преобразование государственной собственности в коллективную, основанную на существовании “коллективных” (арендных) предприятий традиционно рассматривалось как “разгосударствление”.

Приватизация понималась как один из способов разгосударствления, направленный на преобразование государственной собственности в частную. То есть суть приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество.

Понятие “приватизация” в качестве юридического термина появилось в Законе РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации”.

Под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий как имущественных комплексов, а также иных объектов: цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ) и др.

Читайте так же:  Алименты после 18 лет в россии

Таким образом, приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность)в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по управлению и содержанию частью имущества (неэффективное производство и др.)

Действующее законодательство под приватизацией государственного и муниципального имущества понимает возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

От приватизации следует отличать иные отношения, возникающие при отчуждении в частную собственность государственного и муниципального имущества, в том числе при распоряжении ГУПами и МУПами закрепленным за ними государственным имуществом.

Цели и задачи из закона 1992 года:

· Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию ориентированной рыночной экономики;

· Повышение эффективности деятельности предприятий, т. к. приватизация создает интерес людей не только к текущим доходам, но и к воспроизводственным процессам, росту технического уровня производства, росту издержек, росту прибыли;

· Социальная защита населения и развитие и объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

· Стабилизация финансового положения РФ. Продажа имущества — возможный источник государственных доходов для покрытия дефицита бюджета, а также валютной выручки для расчетов по внешнему долгу;

· Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

· Привлечение иностранных инвесторов;

· Передача подавляющего большинства функций управления собственнику, что освободит государство от несвойственных ему задач и будет способствовать росту качества управления производством.

Законодательство о приватизации: структура, функции, особенности.

Правовое регулирование приватизации осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения в которых, государство играет главенствующую роль. Это проявляется также и в том, что нормы законодательства о приватизации, как правило, императивны и имеют преобладающее значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих отношений.

В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполнявших пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов.

Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.

Закон РФ от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» (возмездный характер, исключение – приватизационные чеки, нахождение имущества в государственной собственности и принадлежность покупателя к частной собственности);

ФЗ от 21.07.1997 N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (отменен предыдущий)

· обязательная возмездность приватизации;

· законодательное определение способов приватизации;

· принятие государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации в форме федерального закона;

· существенное изменение некоторых способов приватизации. Так, приватизация путем приобретения государственных и муниципальных предприятий по конкурсу изменена на продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

· ужесточение правовых последствий несоблюдения законодательства о приватизации покупателями государственного имущества, в том числе ограничение прав победителя коммерческого конкурса, изменение момента перехода права собственности на приватизируемое имущество.

ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (отменен предыдущий):

· только возмездная приватизация,

· изменил порядок и способы приватизации (исключен выкуп арендованного имущества, добавлены продажа акций ОАО, продажа посредством публичного предложения, продажа без объявления цены),

· отграничил приватизацию от других способов передачи имущества из публичной в частную,

· программы теперь утверждается Правительством РФ;

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 688 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Понятие, цели и принципы приватизации. Порядок проведения и способы приватизации.

Согласно Закону республики Беларусь от 19.01.1993 г. «О разгосударствлении и приватиза­ции государственной собственности в Республике Бела­русь» приватизация — это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.

Основными принципами проведения приватизации в Республике Беларусь являются:

Ø сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

Ø право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собст­венности;

Ø дифференциация методов, форм и процедур прива­тизации;

Ø разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

Ø предоставление определенных социальных гаран­тий членам трудовых коллективов приватизируемых пред­приятий;

Ø контроль за осуществлением приватизации со сто­роны государства;

Ø обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

Ø постепенность и поэтапность;

Ø соблюдение законности.

Органами государственного управления, уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, являются:

Ø в отношении объектов республиканской собственности – республиканский орган государственного управления. Находящийся в подчинении Совета Министров Республики Беларусь — Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь;

Ø в отношении объектов коммунальной собственности – органы приватизации местных Советов депутатов.

Структурное подразделение Госкомимущества – Фонд государственного имущества осуществляет специальные функции (исполнительские, контролирующие, регулирующие и иные) в сфере управления, распоряжения, приватизации, оценки и учета имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь.

Объектами приватизации являются:

Ø предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства; предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и обслуживающие сельское хозяйство;

Ø арендные предприятия, которые реформируются путем выкупа арендованного государственного имущества и создания открытых акционерных обществ;

Читайте так же:  Схема размещения земельного участка на кадастровом плане

Ø государственное жильё;

Ø государственные предприятия;

Ø доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь, административно-территориальным единицам, в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами приватизации могут быть:

Ø граждане Республики Беларусь;

Ø юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности;

Ø иностранные инвесторы;

Ø лица без гражданства;

Ø трудовые коллективы.

Приватизация осуществляется в двух формах: путем безвозмездной пе­редачи либо продажи государственной собственности.

Це­лью безвозмездной приватизации является передача части государственной собственности только гражданам Респуб­лики Беларусь для обеспечения социального равенства в процессе перехода к рыночной экономике. Порядок распре­деления безвозмездно передаваемого государственного имущества определяется Президентом Республики Беларусь.

Приватизация путем продажи осуществляется следующими способами:

Ø продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

Ø продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь;

Ø выкуп арендованного имущества арендным пред­приятием.

Продажей объекта государственной собственности на аукционе является его приобретение физическим или юри­дическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо усло­вий (аукцион без условий) или когда от покупателя требу­ется выполнение определенных условий (аукцион с усло­виями), устанавливаемых органом приватизации.

При про­даже объекта государственной собственности на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из установленных законом, следующих условий:

Ø сохранение назначения или профиля объекта приватизации,

Ø сохранение или создание рабочих мест,

Ø выполнение инвестиционных программ,

Ø сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценно­стью.

Победителем аукциона признается участник, предло­живший в ходе торгов максимальную цену.

Продажей объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим или юри­дическим лицом в собственность, когда от покупателя тре­буется выполнение определенных условий, устанавливае­мых органом приватизации.

Победителем конкурса призна­ется участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих рав­ных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

При продаже на аукционе с условиями и (или) по кон­курсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной базовой величины.

Собственник приватизированного таким обра­зом объекта обязан в установленном порядке погасить за­долженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта. Продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах осуществляется только за денежные средства.

Выкуп арендным предприятием имущества государст­венного предприятия, сданного в аренду, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в частности, в порядке, установленном Положением о вы­купе арендованного государственного имущества, нахо­дящегося в республиканской собственности, утвержден­ном приказом Министерства по управлению государст­венным имуществом и приватизации Республики Беларусь 17 мая 1999 г. N88.

Способами разгосударствления и приватизации также являются:

Ø преобразование государственных, основанных на праве хозяйственного ведения, унитарных и арендных предприятий в ОАО;

Ø внесение государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия.

43.Понятие экономической несостоятельности (банкротства).

Под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Неплатежеспособность — неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основанием для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса. Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85 или значение коэффициента обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4) превышает 0,5 для всех видов отраслей народного хозяйства.

Источники


  1. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  2. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
  4. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  5. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
  6. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
Простым языком о приватизации понятие, способы и порядок проведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here