Реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду

Самое важное в статье: "Реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

2.2.4 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ

2.2.4 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ

Обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. В Российской Федерации, по данным государственной статистики за 2013 год, выдано индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями по техническим средствам реабилитации 108,7 тыс. детям. Число выданных ИПР и число рекомендаций по ТСР соотносятся у детей как 3:1. Детям рекомендуются чаще всего ортопедическая обувь – 57, 1 тыс.; протезы, включая эндопротезы и ортезы –50,4 тыс.; абсорбирующие изделия – 31,3 тыс. заключений.

[2]

Детям-инвалидам, как особой социальной категории граждан, государство гарантирует проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств Федерального бюджета.

В уполномоченный орган, которым является в большинстве регионов страны Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) или – в отдельных субъектах РФ – орган социальной защиты населения[1] по месту жительства, гражданином (законным представителем) подаётся заявление о предоставлении технического средства реабилитации, предъявляется индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации по федеральному перечню регламентированы нормативно-правовыми и методическими документами, в которых определены:

а) порядок обеспечения, ремонта и замены технических средств реабилитации[2];

б) перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду с освобождением от платы и сроки их пользования[3];

в) компенсация расходов за самостоятельно приобретённое ТСР[4];

г) методика определения нуждаемости в технических средствах реабилитации[5];

д) медицинские показания и противопоказания для обеспечения ТСР[6];

е) выбор поставщиков уполномоченным органом[7].

ж) основы проведения экспертно-реабилитационной диагностики для подбора ТСР[8].

Организационно-финансовая модель обеспечения детей-инвалидов техническими средствами реабилитации работает в Российской Федерации в представленном виде (с теми или иными изменениями) с 2004 года по настоящее время (рис.4).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Особенностью ТСР по медицинской реабилитации (ортезы, протезы, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, противопролежневые матрацы и подушки, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом, специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники), голосообразующие аппараты) является то, что они оформляются с учетом рекомендаций, изложенных в п.34 Направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (форма № 088/у-06). В этом пункте врачебной комиссией указываются не только ТСР медицинской реабилитации, но и конкретные виды протезирования и ортезирования.

Осуществление правильного подбора ТСР для того или иного ребёнка-инвалида с учетом его анатомических размеров и функциональных особенностей является одной из первоочередных задач, которую решают специалисты системы медико-социальной экспертизы и реабилитации. Правильно подобранные ТСР в состоянии компенсировать ограничения жизнедеятельности и повысить качество жизни ребёнка и во многом предотвратить такие проблемы как пролежни, развитие деформаций и контрактур, других вторичных осложнений (как, например, у детей, пользующихся креслами-колясками).

Для внесения записи о нуждаемости ребенка в индивидуальную программу реабилитации специалистам МСЭ необходимы следующие основные сведения:

– клинико-функциональный диагноз (с указанием синдромов и степени их выраженности, оценкой нарушений функций организма), который сформулирован в Направлении на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (Форма № 088/у-06);

– данные о проблемах здоровья (нарушении функций и структур организма), которые могут быть представлены как в медицинской документации, так и в заключениях специалистов (консультантов) с медицинским образованием, с образованием по адаптивной физической культуре и др., компетентных в вопросах оценки нарушений функций и структур организма, специалистов по подбору ТСР;

– сведения о проблемах, связанных со здоровьем (ограничениях жизнедеятельности), выявленные при проведении углубленной социальной диагностики, подтвержденные заключением специалиста с социальным образованием.

Выбор вида ТСР должен быть обоснован результатами тщательной реабилитационно-экспертной диагностики по выявлению индивидуальных особенностей ребёнка, исходя из которых, происходит подбор ТСР.

Решение, которое выносит учреждение медико-социальной экспертизы о виде ТСР в котором нуждается ребёнок-инвалид, опирается на положения нормативно-правовых документов. Вид ТСР подбирается ребёнку индивидуально, исходя из нарушений функций организма, не ниже установленных Федеральным перечнем[9] и Перечнем медицинских показаний и противопоказаний[10], с учетом условий использования технического средства реабилитации в целях компенсации или устранения имеющихся у него стойких ограничений жизнедеятельности. Используются формулировки вышеуказанного Перечня медицинских показаний и противопоказаний. Пример формулировки: «Кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой прогулочная, в том числе для детей-инвалидов», исполнитель: «региональное отделение ФСС РФ».

Также в ИПР указываются:

При указании исполнителя в ИПР ребёнка-инвалида ориентируются на Перечень медицинских показаний и противопоказаний[13]; в случае если показания для обеспечения соответствуют данному документу, то в качестве исполнителя указывают «региональное отделение ФСС РФ или в части субъектов РФ — орган социальной защиты населения (если он является уполномоченным органом)»; в случае несоответствия показаний для обеспечения вышеуказанному Перечню медицинских показаний и противопоказаний, указывают «сам инвалид (законный представитель) либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности»[14].

Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации. Дополнительные средства для финансирования расходов на ТСР могут быть получены из иных не запрещенных законом источников (в том числе, из бюджетов субъектов РФ по региональным перечням ТСР).

[1] Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов

Читайте так же:  Право ребенка жить и воспитываться в семье по ст 54 ск рф

[2] Правила обеспечения за счёт средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240

[3] Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета, Утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347–р (в редакции 10.09.2014); Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены. Утверждены приказом Минтруда России 24.05.2013 N 215н

[4] Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом ТСР и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной услуги. Утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н; Классификация ТСР (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р/ утверждена приказом Минтруда России от 24.05.2013 № 214н

[5] Ст.11.1 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ

[6] Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Утвержден приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 998н

[7] Федеральный закон РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ

[8] Назначение специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида. Методическое пособие ФБМСЭ, рекомендовано Минтрудом России, 2013 год

[9] Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета, Утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347–р (в редакции 10.09.2014)

[10] Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Утвержден приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 998н

[11] Используются «наименования ТСР» из Классификации ТСР (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р. Утверждена приказом Минтруда России от 24.05.2013 № 214н (в редакции от 29 декабря 2014 года N 1200н)

[12] Федеральный закон РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ

[13] Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Утвержден приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 998н

[14] Так, например, ребёнку с умеренными нарушениями статодинамической функции медицинская организация рекомендовала аппарат ортопедический на всю ногу, однако в качестве показания для данного ТСР в приказе Минтруда России от 09.12.2014 N 998н указаны – выраженные нарушения статодинамической функции, таким образом, при умеренных нарушениях ребёнок теряет право на обеспечение данным ТСР за счет федерального бюджета

Реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду бесплатно (за счет средств федерального бюджета)

К техническим средствам реабилитации инвалидов (далее ТСР) относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Под ограничением жизнедеятельности в российской практике понимают полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В системе мер, способствующих интеграции инвалидов в семью и общество, важное место занимают технические средства реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение ограничений способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

В статье 11.1. Федерального Закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года определены виды технических средств реабилитации инвалидов, включая: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятия трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Инвалидам государство гарантирует проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013г. № 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г №2347-р». В этом документе перечислены виды технических средств реабилитации, реабилитационные мероприятия, а также услуги, предоставляемые инвалиду.

Раздел «Реабилитационные мероприятия» включает:

  • Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
  • Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
  • Санаторно-курортное лечение.
  • Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
  • Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Раздел «Технические средства реабилитации» включает:

  • Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
  • Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
  • Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
  • Ортопедическая обувь.
  • Противопролежневые матрацы и подушки.
  • Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
  • Специальная одежда.
  • Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
  • Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
  • Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
  • Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
  • Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
  • Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
  • Телефонные устройства с текстовым выходом.
  • Голосообразующие аппараты.
  • Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
  • Абсорбирующее белье, подгузники.
  • Кресла-стулья с санитарным оснащением.
  • Брайлевский дисплей
  • Программное обеспечение экранного доступа
Читайте так же:  Как вернуть купленный товар в интернет-магазин - условия возврата

Раздел «Услуги» включает:

  • Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.
  • Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации).
  • Предоставление услуг по сурдопереводу.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 28.12.2017г № 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

О правилах обеспечения инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее — ТСР) осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы и в пределах средств, выделяемых Фонду социального страхования из федерального бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда по месту жительства инвалида (ветерана).

Срок рассмотрения заявления составляет 15 дней с момента даты его подачи, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления.

По результатам рассмотрения заявителю должны быть выданы или направлены по почте:

— уведомление о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием);

— направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в организацию, обеспечивающую техническими средствами (изделиями), из списка организаций, отобранных Фондом социального страхования. При наличии действующего государственного контракта высылается вместе с уведомлением о постановке на учет.

[1]

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, территориальный орган Фонда высылает направление на получение либо изготовление ТСР в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, — 60 календарных дней.

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

Каталог статей

Технические средства реабилитации инвалидов
(информационное письмо для специалистов по социальной работе и специалистов по реабилитации)

Поручни (непрерывные, съёмные, для туалетов и ванн). Конкурсный отбор предприятий поставщиков до настоящего времени не проведен. Нормативы обеспечения в соответствии со Сроками пользования 1 раз в 7 лет.

Сроки пользования 4 года.

4. Ортопедическая обувь.
Обувь ортопедическая (сложная и малосложная), обувь на аппараты, и протезы, колодки ортопедические, вкладные ортопедические коррегирующие приспособления (стельки, полустельки).
Нормативы обеспечения и сроки пользования:
— сложная ортопедическая обувь и обувь на ортопедические аппараты – 2 пары на 1 год, в том числе 1 пара на утеплённой подкладке (для детей – 4 пары на 1 год, в том числе 2 пары на утеплённой подкладке);
— малосложная ортопедическая обувь (на утеплённой подкладке или без неё по желанию инвалида) – 1 пара на 1 год ( для детей – 2 пары на 1 год);
— вкладные коррегирующие элементы для ортопедической обуви (в том числе стельки и полустельки) – 3 месяца;
Обувь на протезы – при двусторонней ампутации – 2 пары на 1 год; при односторонней ампутации – 2 пары на 1 год (в том числе 1 пара на утеплённой подкладке по желанию инвалида.

5. Противопролежневые матрацы и подушки (сидения для кресел-колясок) относятся к специальным средствам ухода, в связи с чем нуждаемость определяется при ограничении способности к самообслуживанию, передвижению III степени.
Медицинскими показаниями могут являться различные заболевания с резко выраженным нарушением статодинамических функций; нарушением функций кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделения (почечная недостаточность), нарушением психики (слабоумие). Норматив обеспечения 1 раз в 2 года.
Сроки пользования – 3 года.

6. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.

7. Специальная одежда
Конкурсный отбор предприятий поставщиков до настоящего времени не проведен. В Перечне ТСР, используемых реабилитации, эти средства определены как одежда для инвалидов специального назначения, изготовленная по индивидуальным заказам, или иная специальная одежда (в том числе компрессионная одежда, перчатки компрессионные и защитные, чулки, носки, шлемы, жилеты, пояса фиксирующие, мешки для ног, брюки и юбки для передвижения в крессе-коляске).
Сроки пользования и нормативы обеспечения:
— функционально-эстетическая одежда для инвалидов с парной ампутацией верхних конечностей — 2 комплекта верхней одежды (зимний и летний) на 1 год;
— кожаные или трикотажные перчатки (на протез верхней конечности), кожаная перчатка на протез сохранившейся верхней конечности на утеплённой подкладке -1 пара на 1 год;
— кожаные перчатки на деформированные верхние конечности -1 пара на 2 года;
— ортопедические брюки -1 год;
— кожаные утеплённые рукавицы (для инвалидов, пользующихся малогабаритными креслами-колясками) -1 пара на 1 год);
— шерстяные чехлы на культи бедра (для инвалидов, пользующихся малогабаритными креслами-колясками) — 3 пары на 1 год);
.

Читайте так же:  Максимальный размер алиментов

10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
Конкурсный отбор предприятий поставщиков до настоящего времени не проведен.
Тонометры с речевым выходом, согласно вышеназванному Ориентировочному перечню, предназначены для инвалидов с ограничением способности к самообслуживанию I, II, III степени при нарушении зрительных функций 3, 4 степени вследствие заболевания, травмы органа зрения, приведших к слепоте; сроки пользования 7 лет;
Согласно предложениям ВОС наиболее удобным аппаратом, прошедшим испытания в медицинских учреждениях России и допущенным к применению в России, является электронный тифлотонометр ТТ-01 (ТТ-01П) с речевым выводом показаний (ТТ-01П – с памятью на 14 показаний).
Предлагаемым медицинским термометром является Медицинский электронный термометр DX6623B с речевым выводом значений. Не содержит компонентов из стекла, а также ртути, потребляемая мощность 50 мВт (для голосовых сообщений). Вес 23гр (с батарейками типа AG 12). Сроки пользования 7 лет.

11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные относятся к сурдосредствам (для людей с нарушением слуха и речи).

Согласно вышеназванному Ориентировочному перечню к этим ТСР можно отнести сигнализатор световой телефонного звонка, вибратор и стробоскоп для подключения к будильнику, дверному и телефонному звонку.
Показаниями является нарушение способности к общению и ориентации, связанным с нарушением слуховых функций 3, 4 степени вследствие заболевания, последствия травмы органа слуха, приведших к снижению слуха.
Сроки пользования – 5 лет.
12. Слуховые аппараты, в т.ч. с ушными вкладышами индивидуального изготовления
относятся к сурдосредствам (для людей с нарушением слуха и речи), выпускаются различных модификаций (внутренний, заушный с автоматической регулировкой громкости, электронный и др.), отечественного и импортного производства.

Сроки пользования: слуховые аппараты – 4 года; ушные вкладыши индивидуального изготовления – 1 год.

13. Телевизоры с телетекстом для приёма программ со скрытыми субтитрами.
Информацией о видах или марках таких изделий не располагаем. Сроки пользования -7 лет.


14. Телефонные устройства с текстовым выходом, т.е. текстовые телефонный аппараты возможно рекомендовать инвалидам с ограничением способности к общению, ориентации II степени при нарушении слуховых функций 3, 4 степени вследствие заболевания, последствия травм органа слуха, приведших к снижению слуха. Сроки пользования 7 лет.

15. Голосообразующие аппараты относятся к сурдосредствам (для людей с нарушением слуха и речи).
Согласно вышеназванному Ориентировочному перечню назначаются инвалидам с ограничением способности к обучению I, II степени, трудовой деятельности I, II степени, общению I, II степени при нарушении голосообразующих функций 4 степени вследствие заболевания, последствия травм гортани, приведших к нарушению голосообразования; сроки пользования 5 лет.

[3]

17. Абсорбирующее бельё, памперсы.
Относятся к предметам ухода за телом, назначаются инвалидам с ограничением способности к самообслуживанию I, II, III степени.
Общее количество оплачиваемых за счёт средств федерального бюджета изделий до 90 шт. на 1 месяц (при синдроме полиурии – по индивидуальным медицинским показаниям до 150 шт. на 1 месяц). В ИПР указывается вид изделия, размер и степень впитываемости.
К абсорбирующему белью относятся пелёнки впитывающие (для дополнительной защиты постельных принадлежностей) различных размеров и степеней впитываемости, урологические прокладки и вкладыши (для защиты одежды лежачих и мобильных инвалидов), трусики (штанишки сетчатые, эластичные (для фиксации прокладок и вкладышей).
Памперсы (подгузники) выпускаются как для взрослых (при тяжёлой форме недержания мочи и кала для лежачих и мобильных инвалидов), так и для детей (при недержании мочи и кала).
У взрослых памперсы указываются по размеру (S, M, L, XL) и по впитываемости (средней, высокой). В ИПР обязательно указание объёма бедёр. При U= 50-80 см назначается малый (S) размер памперсов, но они могут быть средней (

830 мл) или высокой (

1300 мл) степени впитываемости; При U= 70-120 см назначается средний (M) размер памперсов, но они могут быть средней (

1170 мл) или высокой (

2230 мл) степени впитываемости; При U= 100-150 см назначается большой (L) размер памперсов, но они могут быть средней (

1450 мл) или высокой (

2400 мл) степени впитываемости; При U= более 150 см назначается очень большой (XL) размер памперсов, но они могут быть только высокой (

3200 мл) степени впитываемости;
У детей рекомендуются универсальные подгузники для детей различных возрастных групп; размер указывается по весу ребёнка (3-5кг, 5-10 кг, 8-18 кг, 15-30кг).
Можно рекомендовать в различном количестве ночные и дневные.

Пелёнки впитывающие как дополнительная защиты постельных принадлежностей.
Инвалиды обеспечиваются пелёнками трёх размеров и различной степени впитываемости:
Размер 40 на 60 (степень впитываемости 550 или 750 мл), 60 на 60 (степень впитываемости 940 или 1150 мл), 60 на 90 (степень впитываемости 1525 или 1750 мл).
Урологические прокладки и вкладыши:
— при лёгкой и средней степени недержания у мобильных инвалидов) прокладки урологические (для женщин) и урологические вкладыши (для мужчин);
— при средней и тяжёлой степени недержания у лежачих и мобильных инвалидов;
Размеры и степень впитываемости указываются в соответствии с информационным письмом регионального отделения ФСС РФ (они зависят от продукции, поставляемой предприятиями, прошедшими конкурсный отбор в соответствующем году). Для фиксации любых прокладок и вкладышей рекомендуются трусики (штанишки сетчатые, эластичные).

Читайте так же:  Аварийное жилье

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

Каталог статей

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ (TCP)

М.А. Дымочка, О.С. Андреева [email protected] msk.ru ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», г. Москва

Ключевые слова: технические средства реабилитации, Федеральные нормативные акты, инвалид, индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Резюме: Статья посвящена основным правовым актам Федерального уровня, регулирующим вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

В системе мер, способствующих интеграции инвалидов в семью и общество, важное место занимают технические средства реабилитации. К этим средствам относятся устройства, которые благодаря специальным свойствам обеспечивают компенсацию или устранение ограничений способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

В последние годы государство основным направлением своей политики в области социальной защиты инвалидов считает их реабилитацию, в том числе с помощью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (TCP). Обеспечение полной и эффективной реализации указанной политики осуществляется с помощью не только экономических, финансовых, социальных мероприятий, но и с помощью разрабатываемых как на федеральном уровне, так и в регионах, нормативных актов, придающих государственной политике в этой области правовой характер. Правовая база в указанной области общественных отношений содержит различные по юридической силе источники права, начиная с законов и кончая ведомственными нормативными актами. При этом приоритетными являются нормативные акты федерального уровня, определяющие основные направления в области организации и содержания реабилитации инвалидов и, в частности, обеспечения их TCP.

К числу таких нормативных актов, прежде всего, следует отнести Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый 24 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) Этот Закон является первым кодификационным актом в этой области в Российской Федерации. В указанном Законе по-новому определено понятие «инвалид», закреплены на законодательном уровне понятия «ограничение жизнедеятельности», «социальная защита инвалида», а также «реабилитация инвалидов»; установлены правила реабилитации инвалидов, в том числе впервые закреплены обязанности за соответствующими органами разрабатывать индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР) с целью интеграции в семью и общество; определены разнообразные виды и формы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, помогающие им стать полноправными членами общества.

Принимая во внимание внесенные в Закон изменения и дополнения (установленные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), можно сказать, что в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов TCP содержатся во многих разделах Закона, в том числе, касающихся вопросов образования, социально-бытового обслуживания инвалидов, трудового устройства и т.д. Так, например, в соответствии со ст. 9 Закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами TCP, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и для пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. В соответствии со ст. 10 Закона «государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятии, получение TCP, предоставляемых инвалидам за счет средств федерального бюджета».

TCP предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов TCP определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В статью 11.1 вышеуказанного Закона Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 355-ФЗ « О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были внесены следующие изменения: часть 16 изложена в следующей редакции: «Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержать и ветеринарное обслуживание собак-проводников устанавливается в размере 17420 рублей»; статья дополняется частями 17 и 18 следующего содержания: «Размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличивается (индексируется) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на следующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) указанной ежегодной денежной компенсации принимается Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников определяется Правительством Российской Федерации».

Раздел «Услуги» включает: ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации); предоставление услуг по сурдопереводу.
Выбор для инвалида TCP (его типа и вида), входящего в вышеуказанный перечень, осуществляется специалистами бюро МСЭ при формировании ИПP, при этом они должны руководствоваться медицинскими показаниями и противопоказаниями, а также наличием у инвалида соответствующих ограничений жизнедеятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 1980-р в данный раздел Федерального перечня были внесены изменения, заключающиеся в замене наименования технического средства реабилитации «подгузники» вместо «памперсы».

Правительство Российской Федерации 7 апреля 2008 г. приняло постановление № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (новая редакция Постановления была принята 08.04.2011 №264).
Вышеуказанным Постановлением определены: порядок обеспечения инвалидов и ветеранов TCP и протезно-ортопедическими изделиями; перечень документов, предоставляемых в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации данной категорией граждан; сроки рассмотрения уполномоченным органом вышеуказанных документов и уведомления граждан о постановке на учет, о получении гражданами направления на получение TCP в организации, отобранной уполномоченным органом на конкурсной основе в установленном порядке; правила владения гражданами TCP; порядок выплаты компенсации за TCP, приобретенные гражданами самостоятельно; порядок оплаты ремонта TCP; замены или дальнейшего использования TCP; порядок оплаты расходов, связанных с приобретением и использованием TCP.

Читайте так же:  Что делать, если вам не доставили мебель в установленный срок

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. № 438н был утвержден порядок осуществления и форма заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены TCP, протезов, протезно-ортопедических изделий.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. № 1041н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов TCP и (или) услугами отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами TCP (ветеранами протезы, кроме зубных протезов, протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. № 439н утверждена форма уведомления о постановке на учет по обеспечению TCP, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получения либо изготовление специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей TCP, протезами, протезно-ортопедическими изделиями.

Данная классификация изложена в виде таблицы, которая содержит следующие графы: 1 — пункт раздела «Технические средства реабилитации» федерального перечня; 2 — номер вида технического средства реабилитации; 3 — вид технического средства реабилитации; 4 — наименование технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет. Размер компенсации определяется путем сопоставления: наименования TCP, указанного в 4-м разделе, с видом TCP, указанным в 3-ем разделе. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1665н в пункт 8 данной классификации были внесены изменения и дополнения, касающиеся видов протезно-ортопедических изделий.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1666н утверждены сроки пользовании TCP, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены (утратил силу аналогичный приказ Минздравсоцразвития России от 07.05.2007 г. № 321). В данном приказе сроки пользования соотнесены с видами и номерами видов TCP федерального перечня, изложенными в вышеприведенной классификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708 были утверждены правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (в ред. от 21.12.2011 г.).

Порядок предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 608; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 г. № 264).

В ряд актов Правительства Российской Федерации (в Положение о Мннздравсоцразвития РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321; в Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, в Правила предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет федерального бюджета; в Правила обеспечения инвалидов TCP) были внесены изменения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2011 г. № 264.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все мероприятия реабилитационного характера (в том числе обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) должны найти отражение в ИПР.

В настоящее время форма ИПР, выдаваемая федеральными учреждениями МСЭ, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08. 2008 г. № 379н (в ред. Приказа Мннздравсоцразвития РФ от 16.03.2009 г. № 116н).

Для обеспечения качества, надежности, безопасности предоставляемых инвалидам и ветеранам технических средств реабнлнтащш и протезно-ортопедических изделий в Российской Федерации приняты государственные стандарты.
Важнейшее значение имеет ГОСТ Р51079-2006 (ИСО 9999:2002) «Технические средства реабилитации люден с ограничениями жизнедеятельности. Классификация», который содержит реестр и классификацию технических средств реабилитации индивидуального пользования. В стандарте предусмотрена 3-х ступенчатая иерархическая классификация технических средств с цифровой системой кодирования.
Классификация включает:
• класс 04 — средства медицинской реабилитации;
• класс 05 — средства обучения (тренировки) навыкам;
• класс 06 — аппараты ортопедические и протезы;
• класс 09 — средства для самообслуживания и индивидуальной защиты;
• класс 12 — средства для самостоятельного передвижения;
класс 15 — средства для домоводства;
• класс 18 — домашние принадлежности и приспособления;
класс 21 — средства связи, информации и сигнализации;
класс 24 — средства для обращения с предметами, бытовыми приборами и аппаратурой;
• класс 27 — средства и оборудование для улучшения окружающей среды, приборы и механизмы;
• класс 30 — средства для досуга (отдыха).

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует сказать, что, учитывая повышенное внимание со стороны общества к проблеме реабилитации инвалидов и к той ее части, которая касается обеспечения их техническими средствами, в перспективе правовая база в этой области, несомненно будет развиваться.

Источники


  1. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.

  2. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  3. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
  4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
  5. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
  6. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
Реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here