Реализация прав граждан на жилище

Самое важное в статье: "Реализация прав граждан на жилище" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов (стр. 1 из 5)

1. Природа и право граждан на жилище

2. Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов

Библиографический список литературы

Актуальность исследования обусловлена тем, что право на жилье — это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации, причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте. Поэтому неслучайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и организациями либо органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен, причем многие заблуждения весьма типичны. Зачастую граждане просто не знают своих прав и не умеют их защищать, поэтому представляется полезным исследовать эту тему.

Право граждан на получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов социального использования по договору социального найма неразрывно связано с важнейшим социально-экономическим правом на жилище. Вопрос о том, что собой представляет право на жилище, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку законодательное и научное определение указанного понятия оказывает влияние на развитие института обеспечения граждан жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов социального использования по договору социального найма.

Целью исследования является изучение особенностей конституционных прав на жильё.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

раскрыть природу и право граждан на жилище;

исследовать порядок получение жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов;

рассмотреть порядок предоставления и заселения, оформления и выдачи ордера на жилое помещение.

Методы исследования. Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа и частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).

Структурно работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка литературы.

1. Природа и право граждан на жилище

Конституция Российской Федерации в ст.40 закрепила за гражданами право на жилище, в связи с чем перед наукой гражданского права возникла весьма сложная как в правовом, так и в экономическом, социально-политическом и нравственном смысле проблема, связанная с понятием, содержанием и правовой природой права на жилище, механизмом его реализации и особенностей защиты.

Нередко ученые, исследующие данную проблему, не предпринимают усилий по анализу правовой природы права на жилище. Так, Л.М. Пчелинцева пишет: «Одна из самых распространенных на практике форм реализации гражданами права на жилище — получение жилья по договору социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда социального использования»[1] . При этом автор достаточно подробно излагает процесс реализации указанного права, но совершенно оставляет без внимания природу права на жилище[2] .

Именно сложностью проблемы, возникшей в связи с закреплением в Конституции РФ права граждан на жилище, можно объяснить тот факт, что, например, Ю.К. Толстой в своей книге «Жилищное право» даже не упомянул о праве граждан на жилище[3] . П.В. Крашенинников, анализируя природу названного права, констатировал, что это право является конституционным[4] .

На мой взгляд, наиболее полно проанализировал содержание права на жилище П.И. Седугин, по мнению которого, данное право имеет шесть юридически значимых возможностей: стабильность пользования имеющимся жильем; улучшение своих жилищных условий; использование жилья в интересах других граждан; обеспечение жильцам здоровой среды обитания; недопустимость произвольного лишения граждан жилья; неприкосновенность жилища[5] . При этом П.И. Седугин утверждает, что право на жилище на стадии пользования жилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане — в качестве нанимателей жилых помещений. В то время как право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования реализуется в основном в правоотношениях административно-правового характера, а в домах частного жилищного фонда — в отношениях гражданско-правового характера[6] .

Тем не менее, и по результатам исследования П.И. Седугина остаются вопросы о природе, содержании права на жилище и специфики его отдельных проявлений. Недостаток исследований феномена права на жилище сказывается в первую очередь на состоянии жилищного законодательства в целом. Видимо, трудности разработки и принятия Жилищного кодекса РФ также в некоторой степени объясняются данным обстоятельством. Естественно, что эта задача не может быть разрешена в рамках одной статьи и тем более одним исследователем. Необходима глубокая теоретическая проработка указанной проблемы.

Есть необходимость в том, чтобы, прежде всего, снять иронический оттенок самого понятия «право на жилище», поскольку рядом исследователей данная правовая категория представляется не иначе как выдумкой коммунистов. И в свое время некоторые ученые предлагали отказаться от закрепления данного права в конституции[7] . Поскольку же этого не случилось и право на жилище было закреплено за гражданами в Конституции РФ, в настоящее время предпринимаются попытки выхолостить содержание этого права, объявляя его не более чем политической декларацией, поскольку у государства нет достаточных средств для обеспечения жильем даже тех категорий нуждающихся граждан, которые указаны в ч.3 ст.40 Конституции РФ.

Термин «право на жилище» появился в России в конце XIX века. В этот период времени обозначилась тенденция к выкристаллизации нового личного сервитута — права на жилище, закрепляющего за гражданами право пользования жилым помещением собственника. Данный сервитут, как утверждал И. Горонович, в законодательстве еще не встречался, но уже стал охраняться судебными властями[8] . В XX веке право на жилище как одно из социально-экономических прав человека получило закрепление в Конституции СССР 1977 года, Конституции РСФСР 1978 года и в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Как относиться к данному обстоятельству, в частности к закреплению за гражданами права на жилище в Конституции РФ 1993 года? Сейчас чуть ли не правилом хорошего тона признается критика классиков марксизма-ленинизма. Однако Ф. Энгельс сказал, что «. Маркс открыл закон развития человеческой истории, тот до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.п. «[9] .

Читайте так же:  Образец договора социального найма жилья и его особенности

Исключить право на жилище из числа социально-экономических прав человека можно только в том случае, если считать, что у человека на жилище не больше прав, чем у зверя или птицы. Это только его личное дело, только его личное горе. Что это — новое толкование гуманизма? То новое, счастливое будущее, которое обещали народу перед началом реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям? Человек должен иметь свое пристанище. Жилище для него является средой обитания, предпосылкой существования. Не говоря уже о важности жилья для создания и функционирования семьи, воспитания детей и т.п. Вряд ли можно усомниться, что к правам человека следует отнести и право на жилище. Очевидно, не случайно в ст.25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи[10] . Примерно такая же формулировка содержится в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [11]

Если разговоры о демократии, гуманизме, общечеловеческих ценностях и т.п. ведутся всерьез, а не с целью одурачивания народа в интересах политической игры; если проводимые экономические реформы действительно (как об этом говорят политики и политологи) направлены на улучшение уровня жизни народа по сравнению с тем, которым они обладали до начала этих реформ (стоит вспомнить знаменитый лозунг начала 90-х годов XX века: «Так жить нельзя!»), государство просто обязано в национальном законодательстве, во исполнение указанных международно-правовых документов, установить за гражданами признанные международным сообществом права человека, в том числе и право на жилище.

При анализе природы и сущности права граждан на жилище необходимо обязательно учитывать то, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ). При этом, как справедливо утверждает Г.А. Гаджиев, «в России, выходящей из распределительной и уравнительной социальной системы, социальные права. имеют более важное значение и требуют большего внимания»[12] .

Вместе с тем в юридической литературе последнего времени все настойчивей проводится мысль, что государство не в состоянии выполнить взятые на себя социальные обязательства. Под это подводится соответствующее теоретическое обоснование. Так, Л.С. Мамут утверждает, что социальная деятельность государства вообще имеет внеправовой характер, поскольку предоставление социальных благ бесплатно либо без эквивалентного возмещения лежит по другую сторону права[13] . По мнению названного автора, о правовом характере подобной деятельности можно рассуждать лишь при соблюдении принципа эквивалентности[14] .

Гражданско-правовые способы реализации права граждан на жилище.

К гражданско-правовым способам реализации права граждан на жилое помещение можно отнести:

1. Выдачу жилых кредитов.

2. Ипотечное кредитование.

3. Выпуск жилищных сертификатов

Каждый из указанных способов обладает определенной спецификой.

Выдача жилищных кредитов впервые предусмотрена Указом Президента РФ от 19 июня 1994г. Было предусмотрено три вида кредитов:

земельный – приобретение земли;

строительный – финансирует строительные работы

кредит на приобретение жилья.

Выдача жилищных кредитов может сопровождаться использованием кредитной организацией различных способов обеспечения исполнения обязательств. Ипотека (залог недвижимости) является основным.

Ипотека в настоящее время регулируется нормами ГК РФ, ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и иными нормативно-правовыми актами.

Долгосрочный ипотечный жилищный кредит (далее именуется — ипотечный кредит) — это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства. «

Извлечение из документа:

Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 28
(ред. от 08.05.2002)
«О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»
(вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»)

Ипотека возможна в силу закона и в силу договора. ФЗ «Об ипотеки» предусматривает только один случай возникновения залога в силу закона: в случае, если жилой дом или квартира приобретаются за счет кредита банка или иной кредитной организации в собственность заемщика, то приобретаемая недвижимость считается находящейся в залоге с момента государственной регистрации договора купли-продажи). ГК РФ дополняет данные нормы следующими положениями:

— п. 5 ст. 488 ГК РФ «если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента продажи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнением покупателем его обязанностей по оплате товара;
— ст. 587 ГК РФ « при передачи товара под выплату ренты земельного участка или другого недвижимого имущества получатель ренты в обеспечении обязательства плательщика ренты приобретает право залога на это имущества.

Ст. 13 ФЗ от 30.12.2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» закрепляет, что в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящихся в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находится объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иного объекта недвижимости.

Третий способ реализации права граждан на жилище – это выпуск государственных жилищных сертификатов.

Жилищные сертификаты — особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на:

приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов в порядке и на условиях, установленных законодательством;

получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Схема индексации номинальной стоимости жилищного сертификата устанавливается при его выпуске и остается неизменной в течение установленного срока действия жилищного сертификата.

Выпуск и обращение жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации правилами выпуска и обращения ценных бумаг с учетом требований законодательства. «

Извлечение из документа:

Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1182
(ред. от 24.08.2004)
«О выпуске и обращении жилищных сертификатов»

Читайте так же:  Правила оплаты сверхурочной работы в командировке – пример переработки

Субсидия предоставляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996г. «О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» определен перечень граждан, которым за счет средств федерального бюджета предоставляется субсидия:

1. военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку;

2. лицам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностям, имеющим стаж работы или время проживания в данных районах не менее 15 лет и не имеющих жилья в других регионах РФ;

3. лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами;

[2]

4. лицам, пострадавшим от чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

5. лицам рядового и начальствующего состава налоговой полиции;

6. сотрудниками центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и министерств внутренних дел субъектов РФ, а также сотрудниками Государственной противопожарной службы.

7. спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти

8. членам казачьих обществ, взявших на себя в установленном порядке обязательств по несению государственной и иной службы, переселившимся в пограничные районы РФ

9. молодым малообеспеченным семьям (одному из супругов в возрасте не старше 30 лет)

10. лицам, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право ранее.

В настоящее время, указанное постановление утратило юридическую силу в связи с принятием федеральной целевой программы «Жилище». Однако обозначенные категории граждан не утратили право на получение помощи в приобретение жилья, теперь такая помощь выдается в виде жилищных сертификатов. Под государственным жилищным сертификатом понимается именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения. Это не полный перечень, категорий граждан, имеющих право на субсидии, данный перечень уточнен и в иных ФЗ РФ.

Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, удостоверяемое сертификатом, предоставляется только 1 раз. Размер субсидии рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменной на весь срок действия сертификата.

Необходимо отличать понятие государственный жилищный сертификат и жилищный сертификат. Под жилищным сертификатом понимается ценная бумага, номинированная в единицах общей площади жилья и имеющая также индексируемую денежную стоимость, размещенная среди граждан и юридических лиц, дающая права владельцу требовать его погашения путем предоставления в собственность жилого помещения, строительство или реконструкция которого осуществлялась за счет средств, полученных от размещения данной ценной бумаги.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Конституционное право граждан на жилище

Проблемы сушности и содержания права фаждан на жилище всегда (и особенно в последнее время) являлись предметом серьезного внимания российских правоведов.

Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает основы жизни людей.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенство-вания жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями и т. п.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к несколъким основным юридическим возможностям:

— возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

— возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоиму-щими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;

— возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина — собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора;

— обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

— обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции РФ о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жиз-ни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Право на жилище согласно ст. 17 Конституции РФ принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы.

Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ это право неотчуждаемо: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе.

Конституционное право на жилище означает прежде всего право гражданина иметь жилище для проживания.

Главным содержанием права на жилище является гарантированное Конституцией РФ и другими законами право пользования жилищем, а также право распоряжаться им в определенных пределах в своих интересах и в интересах своей семьи.

Право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования реализуется в основном в правоотношениях административно-правового и гражданско-правового (договорного) характера, а в домах частного жилищного фонда — вотношениях гражданско-правового характера. Гражданский кодекс РФ (ст. 288) прямо предусматривает право собственника сдавать жилое помещение для проживания другим лицам на основе договора.

Читайте так же:  Как разделить квартиру в долевой собственности при разводе

По мере осуществления жилишных профамм будет расширяться содержание права на жилище, оно будет дополняться новыми моментами, охраняться новыми материальными и юридическими гарантиями.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-право-вого статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими поме-щениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного жилищного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с гаран-тированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Важное значение имеет выяснение вопроса о правовом механизме реализации конституционного положения о праве на жилище. Этот вопрос является частью более общего вопроса о природе и механизме действия конституционных норм: конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права фаждан, в частности право на жилище, действуют в конечном счете через нормы соответствующих отраслей права; нормы отраслевого законодательства конкретизируют нормы Конституции и непосредственно регулируют поведение граждан, должностных лиц и органов государства; статьями Конституции РФ надлежит руководствоваться непосредственно и при разрешении конкретных вопросов, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах.

Общие положения Конституции о праве на жилище не требуют дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилишного и других отраслей законодательства, устанавливающих соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Так, в ч. 3 ст. 40 Конституции РФ говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и «иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище». Такие положения Конституции реализуются в конкретных 32 законах, иных нормативных правовых актах, через которые конституционное право на жилище как одно из основных прав взаимодействует и проявляется с нормами отраслевого законодательства: жилищного, фажданского, административного и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

Право граждан на жилище и юридические гарантии его осуществления

Право граждан на жилище — правовая возможность каждого в выбранном им месте жительства иметь жилое помещение (во владении и пользовании или в собственности), т.е. иметь гарантированную государством возможность быть им обеспеченным по установленным законом основаниям, стабильно им пользоваться, не опасаясь возможности его произвольного лишения и нарушения его неприкосновенности.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека’ «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» (ст. 25).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. записано, что право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства (п. 1 ст. 12). Необходимость уважения жилища человека провозглашена также в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [1] [2] .

Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.

Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер. С возрастом, созданием семьи и т.п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.

Под жилищем понимается особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование).

Жилищем могут быть любые помещения, приспособленные и пригодные для проживания граждан. Жилым помещением является только то помещение, которое таковым признано в формально-юридическом порядке, т.е. имеет соответствующий правовой режим.

Закрепление в Конституции РФ права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища.

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом. Вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции РФ:

  • а) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств или привлечения денежных субсидий государства;
  • б) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и путем предоставления для временного проживания временным жильцам, передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (поднайма, коммерческого найма и др.); собственник жилых помещений имеет также возможность распорядиться жилым помещением и в некоторых иных формах, т.е. речь в данном случае идет о возможности в установленных законом случаях и порядке распоряжаться принадлежащим на том или ином праве жилым помещением;
  • в) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением независимо от видов жилищных фондов.
Читайте так же:  Пошаговый порядок действий при увольнении декретницы при ликвидации организации

Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ данному праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

Многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно является юридической основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и способов осуществления права на жилище в тех или иных конкретных жилищных отношениях.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малоимущим гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем, обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

В этих целях органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия (создают предпосылки) для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ), в том числе:

Поскольку право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, не содержит бланкетной нормы, отсылающей к какому-либо закону, и его реализация не зависит от каких-либо условий, кроме указанных в Конституции РФ, постольку не требуется дополнительной регламентации указанного права в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Государство выделяет ряд категорий граждан, не являющихся малоимущими, которым оно гарантирует предоставление жилых помещений по договору социального найма. Правовым основанием для этого являются различные федеральные законы, например Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особенностями статуса данных граждан, т.е. совокупностью их прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

  • — во-первых, обладание лицом, принадлежащим к определенной социальной группе (например, военнослужащий или иной государственный служащий) гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере;
  • — во-вторых, исполнение лицом, принадлежащим к определенной социальной группе, обязанностей в государственно-значимой сфере (например, военнослужащим в сфере обороны и безопасности государства).

Особый характер обязанностей отдельных групп граждан (государственных служащих, в том числе военнослужащих) и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются федеральными законами и компенсируются указанным гражданам предоставлением социальных гарантий.

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения гражданами законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (

Основания и порядок реализации права граждан РФ на жилище (стр. 1 из 3)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОГВАНИЯ

[1]

«Московский университет МВД России»

Кафедра теории и истории государства и права

гражданского права и процесса

Дисциплина: Жилищное право

Тема: Основания и порядок реализации права граждан РФ на жилище

Выполнил: студент 3 курса 2 группы заочной (сокращенной) формы обучения внебюджетного факультета

Зинов Игорь Олегович

Зачетная книжка № 07с/65/15-07/3С-В

Брянск — 2009 год.

Основные формы удовлетворения жилищных потребностей граждан

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, их учет

Список использованной литературы

В российском законодательстве понятие «жилище» раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры. Под «жилищем» следует понимать дом, квартиру, комнату, в которых проживают граждане и которые предназначены для проживания.

Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право гражданина на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также в других жилищных законах.

Конституция РФ (ст.40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, т.к. оно затрагивает основы жизни людей.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.25, п.1)»каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.д.

Основные формы удовлетворения жилищных потребностей граждан

Способы удовлетворения своих жилищных потребностей в настоящее время очень разнообразны, и их выбор во многом зависит от того, идет ли речь о постоянной или временной потребности в жилье.

Удовлетворение потребности граждан РФ в жилье возможно, во-первых, путем предоставления жилых помещений по договорам: социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов; коммерческого найма; найма жилого помещения в доме жилищно-строительного (жилищного) кооператива; найма служебного жилого помещения и общежития; аренды жилого помещения; безвозмездного пользования жилым помещением. Во-вторых, путем приобретения или строительства жилых помещений в домах различных жилых фондов за собственные средства без ограничения площади3 или за доступную плату (Конституция РФ п.3, ст.40).

В первом случае, граждане удовлетворяют свои жилищные потребности посредством гражданско-правовых сделок: купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы, приобретение в порядке наследования и по другим законным основаниям[1] . Во втором случае граждане приобретают жилые помещения из государственного или муниципального жилищных фондов за доступную плату (например, при освобождении комнаты в коммунальной квартире), нуждающиеся в улучшении жилищных условий получают безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья[2] .

Читайте так же:  Заявление на индексацию алиментов (образец)

Основные способы удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые носят гражданско-правовой характер и объектом которых является жилое помещение, условно можно разделить на два вида:

1) получение жилых помещений во владение и пользование;

2) проведение сделок, направленных на приобретение жилья в собственность.

Объектами таких сделок могут быть жилые дома, квартиры в многоквартирных жилых домах и изолированные жилые комнаты в домах либо в квартирах.

Совершать гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями могут различные субъекты экономического оборота: граждане, юридические лица, а в некоторых случаях города и иные муниципальные образования, субъекты РФ в лице соответствующих органов, например, при продаже муниципального или государственного жилья. Граждане, совершающие сделки с жилыми помещениями, должны обладать полной дееспособностью.

Все сделки с жильем требуют письменного оформления и государственной регистрации (за исключением обмена между нанимателями и найма жилого помещения) по месту расположения жилища. Право собственности на жилое помещение возникает с момента государственной регистрации сделки.

С переходом к рыночной экономике в РФ жилищную проблему пытаются решить, удовлетворяя потребности семьи в жилье за счет жилья, которое находится в частной собственности граждан[3] .

В условиях относительно низких доходов основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья государство пытается принять меры, чтобы граждане могли получать жилье в собственность за счет бесплатной приватизации. Это позволит многим создать начальный капитал для последующего улучшения своих жилищных условий с привлечением государственных безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, ипотечных банковских кредитов и собственных денежных накоплений.

Конституция РФ предусматривает сохранение существующей практики бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам в государственном и муниципальном жилищных фондах. Органы местного самоуправления должны самостоятельно устанавливать долю жилищного фонда, предоставляемого за доступную плату или бесплатно на условиях договора социального найма малоимущим гражданам, не имеющим иных возможностей в удовлетворении жилищных потребностей.

Государство должно оказывать содействие тем гражданам, которые для удовлетворения жилищных потребностей будут использовать обмен (мену) жилья, продажу занимаемого жилья с сохранением права пожизненного проживания и содержания и т.п. Наряду с индивидуальным жилищным строительством необходимо совершенствовать такие форм улучшения жилищных условий граждан, как жилищно-строительные и жилищные кооперативы, молодежные жилищные комплексы, преобразуемые в молодежные жилищные кондоминиумы посредством долгосрочного кредитования и субсидирования за счет внебюджетных источников финансирования.

Одной из самых острых социальных проблем в жилищной сфере остается обеспечение жильем тех групп населения, для которых это предусмотрено в специальных федеральных жилищных программах, финансируемых из федерального бюджета: военнослужащих, лиц уволенных с военной службы в запас или в отставку, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

Предполагается использовать и такие формы, как предоставление безвозмездных субсидий, открывая гражданам именные блокированные счета, предоставление субсидии в сочетании с получением ипотечного кредита на оставшуюся часть стоимости жилья, использование объектов незавершенного строительства, накопление средств при помощи жилищных бумаг или фондов развития жилищного строительства.

Одновременно необходимо на федеральном уровне разработать дополнительно законодательные и нормативные акты, а на уровне министерств, ведомств и субъектов РФ — подзаконные ведомственные и региональные акты, которые обеспечили бы практический механизм реализации на местах наиболее важных аспектов в жилищной политике.

В связи с закреплением в ГК понятия «коммерческого найма» и приданием понятию «аренда жилого помещения» иного смысла, необходимо исключить неправомерные формы аренды жилых помещений и предусмотреть иной порядок предоставления государственных и муниципальных жилищных фондов по договорам аренды, в особенности в общежитиях, сохранивших ведомственную принадлежность.

Серьезной проработки требуют положения жилищного законодательства о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нужно пересмотреть круг граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, точно определить категории граждан, имеющих права на первоочередное или внеочередное улучшение жилищных условий и иные формы такого содействия.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, их учет

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для признания граждан нуждающимися в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Признание граждан таковыми является вторым после статуса малоимущего условием для предоставления социального жилья.

Нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определяется в зависимости от:

наличия жилого помещения у гражданина и членов его семьи, независимо от оснований его приобретения (на праве собственности или праве пользования);

количества жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи гражданина, претендующего на получение жилого помещения;

соответствия жилого помещения установленным требованиям;

наличия больных, страдающих тяжелой формой заболевания, при которой совместное проживание нескольких семей в одной квартире невозможно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в целях предоставления им жилых помещений по договору социального найма в комментируемой статье является исчерпывающим и не подлежит расширению региональным законодательством. Одновременно необходимо заметить, что все граждане, признанные нуждающимися по вышеперечисленным основаниям, вправе требовать жилье только в том случае, если они являются малоимущими или отнесены к другим категориям граждан, которым может быть предоставлено жилье из государственного или муниципального жилого фонда. Не является основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, если он имеет право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату. Такой вывод был сделан судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в обзоре судебной практики от 1 июня 2003 года.

Источники


  1. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.

  2. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.

  3. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
  4. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
  5. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
  6. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
Реализация прав граждан на жилище
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here