Система формирования тарифов на отопление

Самое важное в статье: "Система формирования тарифов на отопление" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Система формирования тарифов на отопление

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 9 января 2018 г. № ИА/209/18 О переходе на нерегулируемые договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя

В целях осуществления антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в связи с переходом на нерегулируемые договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя ФАС России сообщает следующее.

Согласно частям 2.1. и 2.2. статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) с 01.01.2018 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя следующие цены:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

При этом регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) сохраняется в следующих случаях:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2017 год.

Таким образом, установлены исключения для населения и приравненных к нему категориям потребителей, а также для организаций, не являющихся крупными производителями тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Обращаем внимание, что принятые тарифные балансовые решения (долгосрочные тарифы), установленные для организации, которая с 2018 г переходит на нерегулируемые договорные отношения, не подлежат пересмотру, отмене, но могут не применяться ресурсоснабжающими организациями, так как в соответствии с пунктом 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию.

Обращаем внимание, что с момента окончания государственного регулирования ресурсоснабжающей организации, антимонопольный орган начинает осуществлять антимонопольный контроль в отношении цен, установленных (применяемых) ресурсоснабжающими организациями для расчетов с потребителями в отношении товаров, цены на которые ранее подлежали регулированию.

При этом в целях контроля за нарушением антимонопольного законодательства ФАС России отмечает, что в действиях организаций, поставляющих тепловую энергию, при заключении договоров по ценам, определенным соглашением сторон, которые будут экономически необоснованны, могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующею субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Учитывая вышеизложенное, в случае если организация, осуществляющая продажу/поставку тепловой энергии (мощности), теплоносителя при заключении договоров по свободным ценам в целях извлечения дополнительной прибыли устанавливает несоразмерно высокую цену (в разы превышающую цену за аналогичный товар, устанавливаемую органом регулирования), необходимо провести экономический анализ затрат данной организации и иных факторов, повлиявших на рост цен на данный товар.

В случае если орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при осуществлении деятельности по установлению тарифов в сфере теплоснабжения усматривает в действиях хозяйствующего субъекта завышение цен нерегулируемых договоров, необходимо сообщить об этом в территориальные органы ФАС России, с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства.

Дополнительно ФАС России направляет позицию по отдельным вопросам, связанным с переходом к нерегулируемым ценам для использования в работе.

В отношении организаций, которые в 2017 г. не осуществляли регулируемую деятельность, отмечаем следующее.

В случае если в 2017 году поставка тепловой энергии не осуществлялась, при этом в 2018 году планируется производить тепловую энергию на тепловом пункте мощностью 25 Гкал/час с плановым объемом отпуска в 2018 году менее 50000 Гкал, то в этом случае, тарифы на тепловую энергию, производимую при указанных условиях, подлежат государственному регулированию.

Читайте так же:  Предоставление дней отдыха

В отношении учета объема тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

При определении критериев возможности применения пункта 3 статьи 2.1. статьи 8 Закона о теплоснабжении, учитываются объемы поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя всем потребителям, а не отдельно по каждому потребителю.

В отношении вида тепловой энергии (мощности) теплоносителя отмечаем следующее.

Пункты 1, 2 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении применяются к договорам, в которых теплоноситель выступает исключительно в виде пара.

При этом, пункт 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении применяется ко всем договорам независимо от вида теплоносителя (вода, пар).

В отношениях, подпадающих под действие пункта 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, учитывается объем поставок тепловой энергии без дифференциации по видам теплоносителя.

И.Ю. Артемьев

Обзор документа

С 1 января 2018 г. не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки теплоэнергии (мощности) и (или) теплоносителя цены на теплоэнергию. Исключение — цены, устанавливаемые для реализации ресурсов гражданам и приравненным к ним категориям потребителей и для организаций, не являющихся крупными производителями теплоэнергии (мощности), теплоносителя.

При этом запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение на рынке хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Если организация, осуществляющая продажу/поставку теплоэнергии (мощности), теплоносителя при заключении договоров по свободным ценам, устанавливает несоразмерно высокую цену (в разы превышающую цену за аналогичный товар, устанавливаемую органом регулирования), то необходимо провести экономический анализ затрат данной организации и иных факторов, повлиявших на рост цен.

Если орган регулирования усматривает в действиях хозяйствующего субъекта завышение цен нерегулируемых договоров, то необходимо сообщить об этом в территориальные органы ФАС России.

Тарифы ЖКХ на 2019 год

Центральный федеральный округ (ЦФО)

г. Москва

  • Электроэнергия
  • Отопление
  • Горячая вода
  • Холодная вода
  • Газ
  • Тарифы по счетчику
  • Услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения
  • Вывоз мусора

г. Белгород

  • Электроэнергия
  • Холодная вода
  • Горячая вода
  • Газ
  • Вывоз мусора

г. Воронеж

  • Электроэнергия
  • Горячая вода
  • Холодная вода
  • Газ
  • Вывоз мусора

г. Смоленск

  • Электроэнергия
  • Горячая вода
  • Холодная вода
  • Газ
  • Вывоз мусора

г. Липецк

  • Электроэнергия
  • Отопление и Горячая вода
  • Холодная вода
  • Газ
  • Вывоз мусора

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)

г. Санкт-Петербург

  • Электроэнергия
  • Отопление
  • Горячая вода
  • Холодная вода
  • Газ
  • Услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения
  • Вывоз мусора
  • Сводная таблица тарифов

г. Архангельск

  • Электроэнергия
  • Холодная вода
  • Горячая вода
  • Газ
  • Услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения
  • Вывоз мусора
  • Сводная таблица тарифов

г. Вологда

  • Электроэнергия
  • Холодная вода
  • Газ
  • Вывоз мусора

Система формирования тарифов на отопление

Справедливый интерес граждан к образованию тарифов на отопление вызван суммой к оплате, превышающей все остальные вместе взятые статьи расходов на жильё. При детальном рассмотрении квитанции важно не путать стоимость отопления 1 квадратного метра площади в руб. за Гкал, указанного в квитанции, и величину самого тарифа.

Составляющие тарифа

Основной нормативный документ, регулирующий жилищные вопросы, Жилищный кодекс, установил основным звеном в управлении коммунальным хозяйством собственника жилья. Формально именно так и происходит, но только по жилищным услугам. Регулирование же коммунальных услуг постановлением Правительства России № 307 от 23 мая 2006 года поручено государственным региональным органам управления. Они уполномочены определёнными методами рассчитать объёмы потребления, которые повлияют на определение тарифа. Потребление теплоснабжения рассчитывают по нормативам, утверждённым Правительством, или по счётчикам, установленным не только непосредственно в теплоузлах, но и домовых, а в последнее время и квартирных.

Тариф на тепловую энергию – это стоимость единицы тепла, измеряемой в Гкал. А общая оплата за отопление жилого фонда состоит из услуги, измеряемой в квадратных метрах, умноженной на установленный тариф. Определяющим фактором количества гигакалорий, потреблённых всем многоквартирным домом, является температура воздуха на улице. Поэтому тарифы на отопление и регулируются региональными властями с учётом особенностей погодных условий.

Но и состояние коммуникаций играет огромную роль в потреблении тепловой энергии. Нормативы потребления тепла могут различаться в пределах одной улицы, когда участками трубопроводной системы владеют разные компании. Львиная доля в ценах приходится на большой уровень теплопотерь из-за неудовлетворительного состояния коммуникаций. Таким образом, тарифы на тепло обеспечивают ремонтные, профилактические работы по состоянию всей системы отопления. Это влечёт за собой затраты на оборудование, заработную плату.

Тарифы по типам

Виды тарифов на теплоснабжение отражены в статье 8 Закона «О теплоснабжении»:

  • минимум и максимум уровня цены в руб. за Гкал;
  • минимум и максимум мощности поставляемого тепла;
  • на выработку комбинированной энергии;
  • для поставки конечным потребителям;
  • для посредников теплоснабжающих компаний;
  • на оказанные услуги по доставке тепла;
  • услуги по сохранению незадействованной тепловой мощности;
  • подсоединение к системе снабжения тепловой энергией.

Все остальные услуги в данной сфере регулируются лишь соглашениями сторон. Срок действия уже установленных цен не может быть менее 1 финансового года.

Важным документом в области прозрачности информации по формированию цен стало Постановление Правительства №1140 от 30.12.09, где описаны стандарты раскрытия информации и недопущение никаких коммерческих тайн в области предоставления услуг по подаче тепловой энергии. Постановление требует полного раскрытия информации, ставшей основой установления тарифа. Другими словами, любой жилец, получивший квитанцию на оплату теплоэнергии, вправе задать интересующий вопрос и получить письменный ответ.

Новый закон «О теплоснабжении»

В июле 2017 года Федеральный Закон «О теплоснабжении» претерпел значительные изменения. Теперь муниципалитетам даётся право реформирования локальных рынков тепла, где главенствует какая-нибудь одна крупная компания. В этом случае можно использовать принцип альтернативной котельной. Т.е. если постройка отдельной котельной выходит дешевле, чем использование централизованной системы, значит цена за 1 Гкал тепла в данной явно завышена теплоснабжающими компаниями.

При реформе возможно установление потолка тарифа на основании цены, полученной в альтернативной котельной. Здесь у муниципальных властей появляется право снизить пределы цены. Но, принимая во внимание, что в ответе за поставку тепла будут единые теплоснабжающие организации (ЕТО), то работы прибавится антимонопольным службам. ЕТО должны обеспечить модернизацию, улучшить качество услуг, нести ответственность за перебои в подаче.

Особенно актуален переход на новое ценообразование муниципалитетам, где инфраструктура изношена больше. При привлечении дополнительных денежных вливаний, дополнится и прибыль ЕТО за счёт увеличения эффективности.

[3]

По большому счёту, для большей прозрачности и объективности в стоимости отопления было бы установление единой цены на теплоснабжение для жителей одного региона. Уже во многих домах установлены счётчики тепла. Посчитать стоимость в руб. за Гкал и разделить между собственниками можно и без привлечённых организаций. А если при определении цены на теплоэнергию учесть и экономическое положение региона и покупать энергию у государственных поставщиков, то логично, что стоимость 1 Гкал неизменно покатится вниз. Но для этого нужен новый прогрессивный и справедливый закон.

Читайте так же:  Особенности составления нотариального соглашения об уплате алиментов

Как формируются тарифы на отопление в 2019 году?

Тарифы на тепловую энергию постоянно растут. Проживая в многоквартирном доме с центральным отоплением, платить приходится не зависимо от своих потребностей. Ошеломляющей новинкой в 2019 году стало начисление платы за отопление в летний период. Чтобы понять суть формирования тарифов на отопление в 2019 году, следует ознакомиться с нормативными документами. Зная некоторые отправные моменты, можно сделать правильные выводы и позаботиться об экономии тепла

Нормативные документы

В 2010 году был принят закон, который регулирует все вопросы тепла. Он так и называется «О теплоснабжении» (27.07.2010). Основными пунктами этого документа являются:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

Рядовых потребителей касаются только первые шесть пунктов. Структурой, контролирующей подачу тепла, является Федеральный государственный энергетический надзор. Антимонопольный контроль возлагается на Антимонопольный комитет. Первая инстанция, в которой рядовой потребитель может решить интересующие его вопросы, связанные с теплом – местные власти административных единиц.

В статье 7 вышеуказанного документа говорится об основных подходах к установлению цен и тарифов на отопление в 2019 году. Основные направления – доступность для граждан государства, обоснованность с экономической точки зрения, стабильность. Особенно важен в этой статье п.6. В нём говорится о доступности для населения информации, связанной с ценообразованием на тепло.

На многие вопросы, связанные с формированием тарифов на отопление в 2019 году, отвечает статья 8. В ней рассматриваются виды оплаты, которые применяются к рядовым потребителям. Среди них:

  • тарифы на вещества, применяемые для передачи тепла;
  • плата за подогрев воды;
  • услуги за транспортировку тепла;
  • поддержание тепловой мощности в рабочем состоянии в нерабочий период.

В основу регулирования тарифов теплоснабжения положены экономическое обоснование затрат, индексация, обеспечение доходности.

Вторым документом, касающимся тепла, является Федеральный закон от 23.11.2009 №261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом законе потребителей в основном касаются две главы:

  1. В главе 2 описываются полномочия государственной власти и местного самоуправления в области теплоснабжения.
  2. В главе 3 описывается регламент, эффективность и учёт тепловой энергии.

Нововведения

19 июля 2017 года к закону «О теплоснабжении» был принят ряд поправок. Основной целью этих изменений является переход от государственного управления к договорным ценам. Что же конкретно изменилось в законодательстве?

Статья Старый вариант Новый вариант
Ст.2 п10

Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к системе теплоснабжения.

Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к системе теплоснабжения.

В ценовых зонах эта программа не разрабатывается.

Ст. 2п18а

Допустимо назначение цены по соглашению сторон.

Цена устанавливается строго в результате соглашения сторон, но не может превышать максимально допустимый уровень Ст. 2п18б

Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством

Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством, но в некоторых случаях допустима цена по соглашению сторон Ст.15ч9.3

Управляющие организации, получающие тепло для коммунальных услуг, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени. Управляющие организации, получающие тепло по договору теплоснабжения, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени.

Кто составляет тарифы на отопление в 2019 году?

В статье 11 закона «О теплоснабжении» говорится, что цены на тепло и его передачу могут быть установлены органом регулирования (п.1) При этом применяются одноставочный и двухставочный тарифы. Цены могут изменяться. Они зависят от вида источника тепла и расстояния, на которое передаётся тепловая энергия. На изменение цены оказывают влияние и другие параметры, которые описаны в документе, называемом «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения».

В статье 15 данного закона говорится, что потребители тепла приобретают его у теплоснабжающей организации на основании двустороннего соглашения. Согласно статье 2 цена за потребляемое тепло устанавливается соглашением сторон, но она не должна превышать предельно допустимой. Другими словами, государство устанавливает только минимальный и максимальный ценовые пределы (стать 8 п.1). В остальном стоимость поставляемых услуг зависит от поставщика. Поставщик тепловой энергии включает в её стоимость все затраты плюс предполагаемую прибыль. Об этом упоминается в статье 7.

Почему летом происходит оплата за отопление?

Согласно закону «О защите прав потребителя» люди обязаны оплачивать только фактически оказанную услугу. Почему же теплоснабжающие организации в 2019 году взимают плату за отопление в летнее время, ведь батареи холодные? На этот вопрос в полной мере отвечает 1.7 пункт 8 статьи: с потребителей взимается плата за обслуживание источника тепла в отсутствии потребления. То есть, потребители обязаны оплачивать профилактические, ремонтные и другие работы, направленные на подготовку тепловой мощности к работе в холодное время года.

Можно ли сэкономить на отоплении?

С наступлением отопительного сезона потери домашнего бюджета резко увеличиваются. Ни для кого не секрет, что львиная доля расходов по жилищно-коммунальным платежам приходится как раз на отопление. Добросовестные граждане задаются вопросом: а можно ли как-то сэкономить?

Говорить об экономии на отопление в 2019 году можно только, изучив виды топлива и нагревательные приборы.

Автономное отопление

Самая оптимальная экономия достигается при наличии автономного отопления в квартире. Здесь каждый хозяин сам регулирует подачу тепла и платит за него по счётчику. А если человек живёт в многоэтажном доме с центральным отоплением? Выход один – искать возможность получить разрешение на отключение от общей системы. Вариант решения проблемы сложный, но возможный.

[2]

Имея автономное отопление в 2019 году, следует позаботиться об экономии тепла всеми доступными способами:

  1. Сокращение тепловых потерь. В этом поможет утепление стен в квартире. Единожды проведённый качественный ремонт надолго обеспечит экономию тепловой энергии.
  2. Выбор источника тепла. К источникам тепла относятся газовые и электрические котлы, тёплые полы, конвекторы, электронагреватели. Каждый вид оборудования имеет свои плюсы и минусы. Выбор зависит от многих факторов.
  3. Установка терморегуляторов. Это помогает обеспечить оптимальный режим тепла.
  4. Разводка трубопровода. Правильно выбранное количество радиаторов и способ их монтажа существенно снижают потери тепла.

Системный и грамотный подход поможет добиться отличных результатов.

Центральное отопление

В многоэтажных домах с центральным отоплением в 2019 году личная экономия не пройдёт. Тепло подаётся в квартиру независимо от желания владельцев. Выход один – установка теплосчётчика. Счётчики бывают как общедомовые, так и индивидуальные. При установке индивидуального квартирного счётчика оплата будет производиться за теплоснабжение отдельно взятой квартиры. К этой плате добавятся транспортные расходы и обогрев помещений общего пользования: подъезда и лестничных клеток.

Читайте так же:  Выбирай, но проверяй
Видео (кликните для воспроизведения).

При установке общедомового счётчика оплата тарифов отопления в 2019 году производится по показаниям прибора в процентном отношении к площади квартиры. И первый, и второй варианты имеют свои прелести и недостатки.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

Установив квартирный счётчик, придётся позаботиться об утеплении квартиры, в противном случае это может обернуться увеличением платы. Зато, если на улице не холодно, то можно перекрыть кран, уменьшив подачу тепла. Наличие личного счётчика позволит не обогревать пустую квартиру. Это поможет снизить расходы до 6%.

Установив общедомовой прибор учёта тепла стоит позаботиться о точности снимаемых показаний. Согласно статье 6 закона «О теплоснабжении» жильцы имеют полное право на информацию, которым и должны воспользоваться в своих целях. Для этого достаточно выбранному лицу контролировать снятие показаний прибора учёта представителями управляющей компании. Альтернативное ведение учётных записей поможет избежать недоразумений и снизить расходы.

Потребителям тепла следует обратить внимание на то, что горячие батареи в 2019 году больше не являются монополией государства. Поставщики тепловой энергии — коммерческие организации, целью деятельности которых является получение прибыли. Горячую воду в краны и батареи они подают на договорной основе. Единственным критерием, тормозящим их аппетиты, является предел, установленный государством. Исходя из своих коммерческих интересов, поставщики тепла в полной мере взимают в летнее время плату за ремонт и обслуживание теплоносителей. Это суровая реальность, подтверждённая законодательно.

Обращаем Ваше внимание, что Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» внесены существенные изменения.

В частности, законодателем в целях укрепления платежной дисциплины потребителей ресурсов установлены законные неустойки, размеры которых значительно превышают установленные ранее действовавшим законодательством.

Соответствующие законоположения вступили в силу, являются императивными, прямо действующими, в связи с чем для их применения не требуется внесение изменений в действующие договоры ресурсоснабжения.

ПАО «МОЭК» обращает Ваше внимание на необходимость четко соблюдать сроки исполнения Ваших обязательств перед ПАО «МОЭК» об оплате стоимости поставленных ресурсов, что исключит возможность применения к Вашей организации повышенных законодателем мер ответственности.

Тариф эталонный: будут россияне ли платить меньше за воду и тепло

В начале августа вице-премьер Виталий Мутко утвердил дорожную карту перехода на эталонный метод установления тарифов на водоснабжение, водооотведение и теплоснабжение.

Об этом сообщили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). С документом можно ознакомиться здесь. Изменить регулирование тарифов еще прошлым летом поручил президент РФ Владимир Путин. Проект нового закона о тарифах подготовили ФАС и Минэкономразвития. Мероприятия дорожной карты рассчитаны до конца лета 2020 года. Полный переход планируется завершить в 2023 году.

Сама дорожная карта включает 9 масштабных мероприятий по совершенствованию тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и состоит из трех блоков. Первый блок включает методологию применения эталонов в ЖКХ с помощью разработки и принятия нормативного правового акта. В нем будут заложены параметры регулируемых организаций, принципы и порядок установления тарифов с использованием метода сравнения аналогов (эталонный метод), а также график вступления в силу этого документа в регионах.

Второй блок касается расчета тарифов и использования эталонного метода при их установлении для компаний. Третий — предусматривает развитие информатизации тарифного регулирования ЖКХ. По мнению властей, это позволит сделать коммунальную систему открытой для потребителей, повысит прозрачность и эффективность регуляторных решений. Предполагается, что в будущем за тарифным регулированием будет следить искусственный интеллект, элементы которого планируют внедрить в данную сферу.

Замглавы ФАС России Виталий Королев назвал принятие дорожной карты поворотной точкой к тому, что само понятие ЖКХ может перестать иметь негативный оттенок среди потребителей.

«Меры, заложенные в дорожную карту, связанные с цифровизацией, открытостью и прозрачностью регуляторных решений, позволят изменить кардинальным образом систему», — пояснил замглавы ФАС России.

Одна из целей установления эталонного тарифа на услуги ЖКХ – устранить тарифную дискриминацию. Ранее глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что разница в тарифах в соседних регионах нередко различается в несколько десятков раз.

«Если ты производишь куб воды в тех же условиях климатических, в соседней области, в 54 раза дороже, то очевидно, метод сравнительного анализа показывает, что ты получил завышенный тариф», — пояснил глава ФАС.

Редакция Вести. Недвижимость решила разобраться, что такое эталонный принцип начисления тарифов, и действительно ли он принесет экономию потребителю.

Что такое эталон для тарифов

Сам принцип эталонного подхода представляет собой определение среднего уровня операционных расходов внутри ряда организаций. Такой метод позволяет добиться прозрачного и ясного, в том числе для потребителя, ценообразования, утверждают разработчики.

Эталонный метод установления тарифа на коммунальные ресурсы — это способ расчета цены коммунального ресурса, основанный на сопоставлении параметров производственной деятельности предприятия, с установленными «эталонными предприятиями» для определения категории тарифной группы, рассказывает эксперт отрасли ЖКХ Александр Костюков.

Эталонные тарифы формируются на основе данных производственной деятельности, когда все системы предприятия функционируют в нормальном режиме, то есть эталонные тарифы не будут содержать излишние издержки производства.

По данным ФАС, в зависимости от технических, географических параметров планируется устанавливать единый эталонный уровень затрат на федеральном уровне. Это будет первой частью тарифа. Вторую часть тарифа планируется устанавливать на региональном уровне с учетом необходимости вложения инвестиций в целях сбалансирования итогового тарифа.

Также в ведомстве отмечали, что сейчас тарифы регулируются множеством документов: только более 20 федеральных законов. Новый закон должен установить единые правила.

Изначально метод эталонных тарифов предполагался как Benchmarking: когда берется лучший водоканал или тепловая организация и исследуется, за счет чего она достигла таких показателей, сколько затрат на это ушло, говорит заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Александр Эпштейн.

При этом, это не значит, что какой тариф у лучшего предприятия, такой же будет и у других организаций. В поручение правительства мы уже видим, что это не эталонный тариф с Benchmarking, а эталоны нормирования затрат. То есть берутся затраты и ставятся нормы. Например, на обслуживание сети должно уходить столько-то, а на реагенты – столько. Такой «испанский сапожок» — попал-не попал.

Читайте так же:  Испытательный срок при приеме на работу

Плюсы и минусы

Основной минус эталонного тарифа – он подойдет он далеко не всем предприятиям.

«Кто-то даже потеряет доходы и станет банкротом, ведь в эталонных тарифах не будут учитываться фактические затраты. Предприятия должны будут пересмотреть свою деятельность для сокращения издержек, чтобы выжить», — отмечает Александр Костюков.

Эталонный метод установления тарифа уже используется в России с 2018 года для энергосбытовых компаний. Пока это единственная сфера, где применяется эталонный принцип. По словам замглавы ФАС, благодаря данному методу тарифная дифференциация уровня сбытовых надбавок по субъектам РФ в 2018 году сократилась с 10 до 2 раз.

В электроснабжении эталоны нормирования затрат действительно успешно применимы, потому что самих компаний в этой сфере немного, а деятельность по передаче электроэнергии не имеет большое число слагаемых, как в водоснабжении и водоотведении отмечает Александр Эпштейн. Например, сама разница в эксплуатации зависит от климата, состава воды, очистных сооружений, их состояния. Каждое предприятие здесь устроено по-своему. Поэтому, на наш взгляд, использование эталонов нормирования затрат для водоснабжения не подходит. Мы предлагаем методику «price cap” (ограничение цены). К примеру, рост цены на воду возможен только на 6%. Это будет более честно и менее трудоемко.

Минусом нового тарифа является его новизна и неизвестность многих факторов, считают эксперты. Например, сейчас в стране нет единой базы данных по производственным показателям предприятий теплоснабжения и водоснабжения, а там, где информация есть, данные сильно разнятся.

Когда специалисты отрегулируют базу данных и детально пропишут принцип эталона, установление того или иного тарифа станет более предсказуемым и прозрачным — это уже о плюсах. Именно прозрачность и планирование работы коммунальных предприятий должны стать главным достоинством такого метода. В конечном итоге, это поспособствует привлечению инвестиций для модернизации производства.

Платежи снизятся, качество тоже

Сейчас, по данным экспертов, тарифы на воду и тепло занимают весомое место в платежах населения, и наведение порядка в принятии решений по утверждению тарифов является важным мероприятием для государства.

В настоящее время коммунальные тарифы утверждаются региональными властями в соответствии с законодательством, в котором есть пространство для завышения стоимости коммунальных услуг. Зачастую такие решения принимаются субъективно, с учетом всех потерь и издержек производства, что не стимулирует предприятие к экономии производства и внедрению новых технологий, отмечает Александр Костюков.

По его мнению, введение новых правил установления тарифов позволит в целом по стране установить контроль над тарифообразованием в коммунальной сфере. А внедрение искусственного интеллекта для анализа тарифных заявок должно в разы повысить прозрачность процесса принятия решения при формировании тарифов.

Сами нововведение направлено на сокращение издержек в компаниях теплоснабжения и водоснабжения, что позволяет оптимизировать платежи для потребителей.

«В регионах, где тарифы были повышены чрезмерно, должно произойти снижение. В остальных регионах тарифы останутся на «средних» значениях», — считает эксперт в области ЖКХ.

Сейчас подготовка водоканалом и доставка до крана литра воды стоит, в среднем по России, три копейки, а очистка стоков еще меньше. В Европе в два-два с половиной раза выше. При этом оборудование используется то же самое, отмечает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

С внедрением эталонного нормирования затрат, если тариф и снизится, то пострадает качество услуг, полагает он. Сейчас не хватает средств на ремонтные работы, сети ветшают, оборудование тоже. Это приводит к тому, что аварий становится больше.

Поэтому внедрение эталонных тарифов для сдерживания тарифов (если оно не будет с запасом) может привести к снижению качества воды и надежности системы, не исключает эксперт.

В РАВВ поддерживают создание общего информационного поля. Если мы хотим понимать, что у нас в стране происходит с водоснабжением и водоотведением, нам нужна такая платформа, говорит представитель орагнизации.

Саму работу мы видим следующим образом: создается информационное пространство, отрабатывается на пилотах (анализируются ошибки), а после этого – методом выбора лучших практик (Benchmarking) мы стремимся стимулировать водоканалы соответствовать этим лучшим практикам. Не впихивать затраты водоканала в этот «испанский сапожок» и ломать ему ногу, а стимулировать к тому, чтобы затраты были эффективными.

Пример расчета тарифа на тепловую энергию

Пример расчета тарифа на тепловую энергию

Наша региональная комиссия по тарифам сказала считать тариф на ГВС и тепло по Приказу Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 “Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса”.

“4. В соответствии с настоящими Методическими указаниями органами регулирования устанавливаются следующие тарифы и надбавки в сфере деятельности организаций коммунального комплекса:

4.1. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса:

1) тарифы на холодную воду;

3) тарифы на водоотведение;

4) тарифы на очистку сточных вод;

5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.”

отдельно стоящая котельная, не являющаяся общим имуществом, подготавливает ГВС и отопление (закрытая система, ИТП не ОИ).

– “открытая система” (с отбором ГВС из той же трубы, что и отопление);

– закрытая система, где пункт ИТП в собственности у жителей и применяется п. 54 ПП РФ №354.

[1]

Откуда он взялся, и как его считать?

Больше во всём приказе ни слова о тарифе на тепловую энергию . Регионы нормативы на тепловую энергию не устанавливают, а утверждают уровень себестоимость ГКал для каждого производителя тепловой энергии.

А у меня задача и стоит: утвердить для нашей котельной себестоимость ГКал.

Решила расширить круг поиска расчёта тарифа:

В Постановлении правительства 1075 – нет для нас ничего, мы для них слишком маленькая котельная.

В Приказе ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э “Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения”

нашла раздел “X.I. Расчет тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии”,

” п. 110. Одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника тепловой энергии”,

где тариф рассчитывается дробью “Валовая выручка / объём в Гкал”.

У нас вообще будет два тарифа: на ГВС и на отопление, или один тариф на тепловую энергию?

– на котельной стоит ОДПУ единый и на ГВС и на тепло.

– система закрытая, т.е. ГВС и отопление не смешиваются;

– ГВС не тупиковая, с обраткой;

– тариф мне сказали должен быть одноставочный;

– метод распределения по трубам “подачи” и “обратки” не работает, т.к. у нас очень небольшие расстояния, например магистраль от котельной до МКД – самый длинный участок 60 м. Даже перепада температур не образуется.

– нет данных по ИПУ на ГВС, и даже по ИПУ на ХВС, т.к. не представляют жильцы данные вовремя. Есть только ОДПУ на ХВС от РСО (в расчёте приходится опираться на норматив потребления ХВС и ГВС)

Читайте так же:  Защита прав работника при отказе работодателя оплачивать сверхурочную работу, работу в выходные или

Расчет тарифа на тепловую энергию

Здравствуйте! Тарифы на тепловую энергию в России устанавливаются государством, точнее, уполномоченным органом исполнительной власти, так как теплоснабжение является регулируемым видом деятельности. Основным методом установления тарифов на тепловую энергию на сегодняшний день является метод экономически обоснованных затрат. Есть и другие методы, но смысл процесса расчета тарифа удобнее всего рассмотреть именно на примере этого метода.

Для того чтобы произвести тепловую энергию, необходимо осуществить определенные затраты. В первую очередь, необходимо топливо для работы котлов. Это может быть газ, уголь, мазут, дрова и другие виды топлива. Кроме топлива, для работы оборудования нужна электрическая энергия. Необходим персонал для обслуживания оборудования и управления производством. Нужна холодная вода, для нагрева ее в котлах. Это основные статьи затрат. Есть еще другие, менее значимые в структуре тарифа: амортизация технологического оборудования, материалы для химводоподготовки, ремонты оборудования, цеховые и общехозяйственные расходы, налоги. Об этом можно прочитать в моей статье про расчет себестоимости тепловой энергии.

Зная количество годовых затрат, мы уже сможем получить себестоимость единицы тепловой энергии. Для этого нужно затраты (издержки) разделить на количество тепловой энергии теплоисточника. Определив себестоимость, и добавив к ней величину экономически обоснованной прибыли, мы получим необходимую цену предприятия на единицу тепловой энергии. Таким образом, цена за продукцию Ц будет равняться сумме себестоимости теплоэнергии S и минимальной нормативной прибыли Mn.

Минимальная нормативная прибыль – это минимальная прибыль, при которой предприятие сможет работать и развиваться, платить зарплату работникам, приобретать и модернизировать оборудование, проводить ремонты и т.д. Надо сказать, что цена на тепловую энергию мало подвержена конъюктуре рынка, так спрос практически неизменный и стабильный. И в этом большой плюс для теплоснабжающих организаций. Они – естественные монополисты. Поэтому, в таких условиях, цену за единицу теплоэнергии жестко контролирует государство. Оно и устанавливает цену (тариф) на тепловую энергию.

Тариф – это регулируемая цена. Вообще, слово тариф происходит от названия города Тарифы, близ Гибралтарского пролива. Во время арабского завоевания Пиренейского полуострова арабы взимали плату, особый сбор, со всех судов проходящих через пролив, в соответствии с качеством и количеством груза. Отсюда и пошло название тариф – цена, жестко регулируемая государством.

Расчетами по формированию тарифа занимаются специалисты службы по тарифам, которые проводят оценку экономической обоснованности каждой статьи затрат. Понятно, что величина тарифа на тепло будет зависеть от вида применяемого топлива, состава и износа оборудования и других факторов. И отсюда следует, что тариф на тепло не может быть везде одинаковым, он зависит от множества причин.

Пример расчета тарифа на тепловую энергию

Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности экспертной группой произведены в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Методическими указаниями по расчету тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 года № 20-э/2, Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003 и согласованной ФЭК и Рекомендациями для энергоснабжающих организаций по представлению расчетных материалов в Комитет по ценам и тарифам Правительства ___ края для утверждения тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными края, и электрическую энергию, поставляемую потребителям в зонах децентрализованного энергоснабжения.

Экспертной группой рассматривались и принимались во внимание все представленные документы, имеющие значение для составления доказательного и независимого экспертного заключения. Эксперты исходили из того, что представленная информация является достоверной.

Ответственность за достоверность представленных документов несет ООО «Тепло».

Предприятие зарегистрировано и поставлено на налоговый учет 01.01.2000 г. (ОГРН , ИНН , КПП ).

Для выполнения муниципального заказа по оказанию услуги теплоснабжения в с. Даппы заключен договор аренды №__ от __.__.____ с муниципальным казенным общеобразовательным учреждением основная общеобразовательная школа сельского поселения «Село». Сумма арендной платы по договору составляет 7 192 руб. в месяц.

Предприятие находится на упрощенной системе налогообложения. Согласно уведомлению ИФНС по ___ району ___ края ООО “Тепло” применяет упрощенную систему налогообложения с 01.01.2001 г. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При определении тарифов на тепловую энергию в себестоимость включены суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам и услугам.

Действующий тариф на тепловую энергию для потребителей ООО “Тепло”, был утвержден постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства ___ края от __.__.____ г. № __/__ «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью “Тепло” в с. Село ___ муниципального района в размере:

На 2013 год предприятие предложило к утверждению тариф в размере 7 434,71 руб. за 1 Гкал с учетом рентабельности 9,5 процентов и себестоимости 6790,63 руб., рост к действующему тарифу 120,4%.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предприятием представлены следующие объемные показатели производственной программы на 2013 г.:

Источники


  1. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.

  2. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

  3. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
  4. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
  5. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
  6. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
Система формирования тарифов на отопление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here