Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Самое важное в статье: "Установленные предельные максимальные размеры земельных участков" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Энциклопедия судебной практики. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (Ст. 38 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Ст. 38 ГрК)

1. Если земельный участок, не занятый жилыми строениями, находится в уже существующей зоне застройки многоквартирными жилыми домами, то на него распространяется установленный для данной зоны максимальный процент застройки

Поскольку спорный земельный участок находится в уже существующей зоне застройки многоквартирными жилыми домами, для которой максимальный процент застройки установлен 50%, этот же процент распространяется и на спорный участок, несмотря на то что непосредственно на нем отсутствуют жилые дома.

2. Установление минимальных отступов от границ земельного участка, равных нулю, законом не запрещено

Проанализировав нормы [ст. 38 ГрК РФ], суды обоснованно признали, что действующее градостроительное законодательство не содержит запрета на установление минимальных отступов от границ земельного участка, равных нулю, в связи с чем отсутствие в представленном на согласование градостроительном плане указаний на параметры данных отступов не может являться основанием для отказа в его согласовании.

3. Закон не устанавливает запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции в зависимости от зоны нахождения земельного участка и величины, на которую предполагается отклонение

Ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни каким-либо иным федеральным законом не предусмотрено введение запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зависимости от зоны нахождения земельного участка и той величины, на которую предполагается отклонение

Как правильно указал суд, ни Кодексом, ни каким-либо иным федеральным законом не предусмотрено введение запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зависимости от зоны нахождения земельного участка и той величины, на которую предполагается отклонение.

4. Правилами землепользования и застройки населенного пункта не может быть предусмотрена возможность не устанавливать минимальный отступ при условии согласования с правообладателем смежного земельного участка

Из пункта 2 части 2 статьи 30 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) правил землепользования следует, что минимальный отступ от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, — 3 м (минимальный отступ не устанавливается при условии согласования с правообладателем смежного земельного участка с соблюдением технических регламентов).

Оспариваемая норма в части предоставления возможности не устанавливать минимальный отступ при условии согласования с правообладателем смежного земельного участка с соблюдением технических регламентов противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, предусматривающему установление минимальных отступов от границ земельных участков применительно к каждой территориальной зоне и указание их в составе градостроительного плана земельного участка.

5. При отсутствии в Правилах землепользования и застройки указания на предельные размеры земельных участков к возникшим правоотношениям применяются нормы п. 1 ст. 33 ЗК РФ

Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размеры, минимальный или максимальный размеры.

По существу Правила землепользования и застройки, составной частью которых является установление предельных размеров земельных участков, в том числе под дачное строительство, представительным органом местного самоуправления сельского поселения, в установленном законом порядке не приняты.

Соответственно, к возникшим правоотношениям применяется пункт 1 статьи 33 Земельного кодекса, согласно которому предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

6. При наличии противоречий между площадями застройки, указанными в архитектурно-планировочном задании и градостроительном плане, преимущество имеет градостроительный план

Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что при наличии противоречий между площадями застройки, указанными в архитектурно-планировочном задании и градостроительном плане, преимущество имеют положения архитектурно-планировочного задания, поскольку данный довод не основан на нормах законодательства, так как именно градостроительный план является одним из оснований для выдачи разрешения на строительство.

7. Статья 38 ГрК РФ не содержит норм, определяющих порядок закрепления предельных параметров разрешенного строительства в законе субъекта РФ

В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (часть 3 [ст. 38 ГрК РФ]).

Статья 38 названного Кодекса не содержит норм, определяющих порядок закрепления данных параметров в законе субъекта Российской Федерации, то есть отсутствует требование об отображении границ территориальных зон в схеме границ действия предельных параметров разрешенного строительства.

8. Статья 38 ГрК РФ не предусматривает того, чтобы в одной территориальной зоне были установлены единые предельные параметры разрешенного строительства

Статья 38 [ГрК РФ] не содержится норм, определяющих то, что в одной территориальной зоне должны быть установлены единые предельные параметры разрешенного строительства.

9. Орган местного самоуправления, утверждающий правила землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в сочетаниях: минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер

Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Читайте так же:  Основные причины отказа в трудоустройстве

Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки,обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Из содержания вышеприведенных положений Градостроительного кодекса РФ [в т.ч. п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ] следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.

Минимальные и максимальные размеры земельных участков

Главная » Земля » Минимальные и максимальные размеры земельных участков

Чтобы территорию земли, принадлежащую муниципалитету, можно было передать гражданам в пользование или собственность, необходимо принять местные нормативно-правовые акты. В этих НПА должны быть зафиксированы предельно допустимые размеры земельных участков, которые предусмотрены для ведения градостроительной деятельности и для установления межи на муниципальных участках земли.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в ПЗЗ

Предельные размеры определяются для участков в том случае, если планируется продать или передать в пользование определенную площадь земли, принадлежащей государству. Земля эта выделяется из состава общей территории.

Каждый выделенный участок не должен превышать установленных предельных параметров, при этом сами предельные размеры участка устанавливаются в соответствии с видами допустимого землепользования в отношении участка органами местного самоуправления или органами регионального масштаба.

В ГрК РФ существуют правила установки минимальных и максимальных размеров участков земли, передаваемых в собственность или пользование из земельного государственного фонда. Основные нормы, определяющие размер участка, содержатся в ПЗЗ, то есть в Правилах землепользования и застройки. ПЗЗ принимаются муниципалитетами.

Существуют строительные регламенты, разработанные для возведения конструкций капитального строительства и осуществления их реконструкции.

Частью регламента являются предельно допустимые размеры участков земли и других элементов, которые выражаются в следующих минимальных и максимальных параметрах:

  • Наиболее маленькие и наиболее большие площади земельных наделов;
  • Определение минимально допустимого расстояния от пределов территории земли до объектов, которые возводятся на этой земле, включая здания, сооружения, конструкции капитального строительства. При этом осуществление строительных работ за пределами установленных границ строительства запрещено;
  • Установка максимального количества этажей сооружения, определение высоты здания;
  • Определение предела застройки территории в процентном соотношении общей площади и площади застройки;
  • Установленные ГрК РФ параметры, в отношении которых определены минимальные и максимальные размеры.

[2]

Существуют территории с идентичными видами разрешенного землепользования, но при этом пределы размеров участков в границах таких территорий могут быть различны.

В случае, если владельцы участков, предельно допустимые размеры которых ниже минимума, установленного нормами градостроительного законодательства, если форма участка или иные основные параметры земельного надела негативно сказываются на эксплуатации такого участка, то собственники имеют возможность потребовать разрешение на то, чтобы нарушить незаконные ограничения на осуществление строительных работ при возведении объектов капитального строительства.

В таких случаях за основу берутся нормы строительного регламента, принятого в муниципалитете, в ведении которого располагается земельный участок. Если такие требования соблюдены, то владелец участка может получить разрешение на отклонение от пределов допустимого возведения капитальных объектов и их реконструкцию.

Изучите допустимые параметры земельных наделов и минимальные, максимальные параметры допустимого возведения конструкций:

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков для ИЖС

Существуют особые правила, по которым муниципалитет проводит строительство объектов на территории, подвластной муниципальному образованию. Такие правила называются сводом градостроительных норм и установленного порядка осуществления землепользования территорией. В этих документах муниципальные органы исполнительной власти фиксируют минимальные и максимальные размеры участков земли.

Читайте так же:  Как оформить наследство на квартиру

Такие предельные параметры вступают в силу после издания соответствующих указов органами местного самоуправления.

Чтобы узнать предельно допустимые нормы в определенной местности, необходимо письменно потребовать предоставить эту информацию в органах самоуправления поселения. Учтите, что не для всех территориальных зон муниципалитеты устанавливают нормы пределов.

Если существует территория, в отношении которой нет установленных официально путем издания указа норм по определению пределов территории, то для такого участка земли устанавливается следующее состояние – земли, которые не подлежат установлению.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

О предельных минимальных размерах участка читайте тут.

Помните, что в границах территории допускаются ситуации, когда участки земли имеют одинаковый вид допустимого применения земли, но различные нормы, на основании которых определяются предельно допустимые размеры выделенных участков.

Знайте, что для целей возведения индивидуального жилья государство выделяет не менее 3 соток земли. Однако, это минимальный параметр, который может быть многократно увеличен, если у застройщика есть желание получить больше земли под ИЖС. В зависимости от региона для ИЖС может быть выделено до 15 соток или больше, ограничения устанавливаются муниципалитетами в регионах РФ индивидуально.

Не забывайте, что территория земельного массива в пределах России может находиться и в федеральном ведомстве, и в муниципальном. Нормы максимальных и минимальных размеров выделяемых участков формируются федеральными и муниципальными нормативными актами соответственно.

В вопросах фиксирования размеров участка земли для ИЖС основную роль играет местное самоуправление, которое учитывает следующие данные:

  • Количество земли и участков, которые находятся в ведении муниципалитетов;
  • Количество предложений, направленных от физических и юридических лиц в администрацию поселения с целью приобретения земельного участка в пределах данного поселения;
  • Скорость и уровень качества при осваивании участков земли, выданных ранее в пользование гражданам и организациям;
  • Уровень развития региональной экономики, который формирует кадастровую стоимость земли в регионе.

Чтобы понять разницу в количестве соток, выделяемых в России по разным регионам для ИЖС, запомните следующие данные:

  • Средний минимальный размер участка под ИЖС по стране составляет 3 сотки;
  • Средний максимальный размер земельного участка для этих же целей равен 30 соткам.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков под ЛПХ

Для начала уясните, что личное подсобное хозяйство не является коммерческим видом деятельности гражданина. Сельскохозяйственная деятельность ведется с целью производства и последующей переработки произведенного продукта гражданином и его семьей для удовлетворения собственных нужд.

Чтобы начать деятельность по ведению личного подсобного хозяйства, необходимо получить в собственность или стать пользователем земельного надела, который имеет разрешенный вид землепользования для ведения ЛПХ.

Знайте, что приоритетным правом на получение в собственность земли с такими ВРЗ обладают жители сельской местности, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту расположения участка земли.

Если заявление в администрацию поселения передает гражданин России, прописанный в городе, с целью получить территорию в сельской местности под ЛПХ, то администрация поселении принимает положительное решение, если есть свободные земельные наделы или нет спроса на землю.

Если в данном регионе или районе земля пользуется спросом, тогда заявление городского гражданина может быть неудовлетворенно, пока все местные заявители не получат земельный надел.

Учтите, что для ЛПХ можно получить два вида участков земли:

  • Приусадебный участок на территории поселения, который используется для следующих действий:
    • Производство сельхозпродуктов;
    • Строительство жилого дома для постоянного проживания в нем;
    • Строений для осуществления хозяйственной деятельности;
    • Иных конструкций капитального строительства и объектов недвижимости, которые разрешено возводить градостроительным регламентом в пределах территории поселения;
    • При любом строительстве учитываются нормы противопожарных, санитарных и иных правил;
  • Полевой земельный надел за пределами территории поселения, который можно применять только для производства продуктов сельскохозяйственной деятельности. Возводить строения, бытовые помещения и дома нельзя.

Максимальный и минимальный размер участка устанавливается для ЛПХ местными органами исполнительной власти на основании НПА, которые приняты местной администрацией поселения.

Если земля для ведения подсобного хозяйства передается гражданам бесплатно, то в таком случае действуют нормы по пределам границ участка, установленные владельцем земельного передаваемого участка – федеральными органами или муниципалитетом.

Для информации рассмотрите пример. Законодательство Кемеровской области регламентирует размер участка, передаваемого гражданину на бесплатной основе для осуществления ЛПХ, в размере 0,2 гектара.

Депутаты одного из городов, расположенного в этой области, приняли решение о том, что передавать гражданам землю под личное подсобное хозяйство необходимо так, чтобы максимальный размер участка земли составил 500 квадратных метров.

Имейте в виду, что законами каждого субъекта России определяется количество земельных наделов, которыми одновременно может владеть и распоряжаться гражданин или организация.

Если участки земли в пользовании или владении гражданина, выделенные ему для ЛПХ, превышают суммарно размер максимальной площади земли, которая выделяется одному гражданину, в таком случае необходимо в течение 1 года после возникновения такой ситуации передать землю в собственность такому владельцу.

В другом случае необходимо зарегистрировать таких владельцев земли в качестве ИП или предложить им создать фермерское хозяйство.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в Москве

В соответствии с региональным НПА, оформленным в виде Правил землепользования и застройки г. Москвы, предельные параметры не устанавливаются ни для какой территориальной зоны в пределах города.

Любое введение ограничения или фиксирования пределов размеров участков земли, передаваемых муниципалитетом, должно быть санкционировано городской Думой. Однако, предпосылок к тому, что территория города Москвы будет поделена на участки с целью передачи частным лицам, не предвидится.

Делая вывод, поймите, что в случае установленных максимальных пределов по региону в размере 10 соток, администрация поселения не обязана выдавать только по 10 соток. Существуют дополнительные возможности пересмотреть предельно разрешенную величину размера участка.

Читайте так же:  Важные нюансы приема на работу несовершеннолетних работников – ограничения по возрасту, правила и оф

Для этого нужно предоставить данные о количестве человек, которые планируют ИЖС на территории. Учтите, что в расчет предельного размера территории берутся все планируемые строения на участке.

Учитывается и возможная экологическая и санитарная безопасность при проживании определенного количества людей на участке земли в доме. Для ИЖС обычно выделяются участки в 6 – 8 соток.

Ограничения в размерах земельного участка по закону

Какие ограничения в размерах земельного участка установлены законодательством

Статьей 33 ЗК РФ «Нормы предоставления земельных участков» определены основные принципы установления предельных размеров предоставляемых земельных участков. Предельные (максимальные и минимальные) размеры и ограничения в размерах земельного участка, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для целей, не указанных в приведенном выше перечне, предельные ограничения в размерах земельного участка устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не допускается выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве предельного минимального размера земельного участка для мелиорированных земель.

Размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Установленный законом субъекта Российской Федерации размер общей площади таких земельных участков сельскохозяйственных угодий не может быть менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования.

Указанная статья Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорит, что законодательство субъекта Российской Федерации устанавливает два параметра определения размера участков: минимальный размер участка сельскохозяйственного назначения в границах субъекта и критерии определения максимальных и минимальных площадей сельскохозяйственных земель, которые могут находиться во владении одного гражданина, а также его родственников.

Специальные требования к размеру и местоположению земельного участка, установленные нормами этой статьи, обусловлены, как должно следовать из ее содержания, особенностями более рационального хозяйственного использования сельскохозяйственных земель, особенностями использования земель этой категории в конкретных регионах, а также намерением законодателя не допустить сосредоточения значительных площадей сельскохозяйственных угодий в руках ограниченного числа граждан.

Размеры земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц, ограничивать не предполагается. По данному положению могут быть высказаны некоторые замечания. Эта норма, в принципе, может означать запрет приобретения частным лицом в собственность предприятия, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, если площадь земельного участка этого предприятия будет превышать установленные максимальные размеры. Помимо этого ограничения будут действовать для граждан, организующих крестьянские хозяйства, поскольку последние юридическими лицами не являются.

Чтобы определить, соответствуют ли размеры земельного участка требованиям закона, его границы и целевое назначение должны быть установлены в порядке, предусмотренном законом. Кроме того, размер земельного участка, его границы и местоположение являются основными параметрами, определяющими его как недвижимое имущество и объект оборота. Требования по установлению границ земельных участков определены Земельным кодексом РФ, а также законодательством о землеустройстве.

Особенности установления максимального и минимального размера земельного участка под ИЖС

Размеры участков под ИЖС регламентируются нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Их действие распространяется в отношении земельных наделов, выдаваемых гражданам местной административной властью, т.е. принадлежат муниципалитету либо государству.

Нормы определяются на основании установленных правил пользования земельным участком и застройками, расположенными на нем. В соответствии с градостроительным зонированием регионов, выделяются территории под различные типы строительства, каждому из которых присуща своя норма.

Дополнительно отличаются минимальные и максимальные размеры предоставляемого надела в зависимости от субъекта. Их можно уточнить, обратившись в местную администрацию. Ст. 33 Земельного кодекса РФ , ранее регулировавшая размеры участков, в настоящее время утратила свою юридическую силу.

Законодательная база

  • если предоставленная земля находилась в собственности федерации, то её размеры будут определяться положениями федерального законодательства;
  • если владельцем является определенный регион, то параметры устанавливаются в соответствии с местным законодательством;
  • если территория является собственностью муниципалитета, то во внимание для определения площади будут приниматься соответствующие НПА.

Минимум и максимум участка

Минимальная площадь земельного участка под ИЖС – не менее 3-х соток. Статистика показывает, что в некоторых регионах эта цифра повышается в 2-3 раза. Минимальные размеры закрепляются в местных нормативно-правовых актах. Важно, чтобы они не противоречили действующему федеральному законодательству.

Максимальная площадь земельного участка под ИЖС устанавливается ОМСУ. Она зависит от площади возведенного дома, количества людей, которые будут в него заселены. Важно, чтобы регламентированные параметры соответствовали техническим и санитарным требованиям. Предельную величину рекомендуется уточнять в администрации.

Стоит выделить среднюю величину участков – обычно она составляет от 3-х до 30 соток. Это не значит, что на такие параметры нужно рассчитывать жителям всех регионов. Однако максимальные и минимальные пределы, как показывает практика, варьируют в этом диапазоне.

При составлении нормативно-правовых актов, регламентирующих минимум и максимум площади предоставляемого под ИЖС земельного надела, учитываются следующие факторы:

  • число участков, находящихся в собственности муниципалитета;
  • спрос граждан, проживающих в данном регионе, на землю;
  • порядок заселения наделов;
  • уровень общего развития регионов.
Читайте так же:  Взимается ли госпошлина за прописку

Учет этих факторов носит объективный характер. Несмотря на то, что страна богата земельными территориями, их заселенность сильно отличается. Так, не удастся выделять крупные участки в границах поселенческих территорий больших городов, поскольку их не хватит на всех заявителей.

Напротив, в регионах, где требуется заселение (например, Дальний Восток), предоставляются большие наделы, поскольку ничьи интересы при этом не нарушаются.

Закрепление минимума и максимума участка

Максимальный размер земельного участка под ИЖС, как и минимальные параметры, закреплен в НПА конкретного субъекта. При определении площади выделяемой земли не имеет значения, в какую собственность она будет оформляться – единоличную, долевую или совместную.

Важным моментом при определении размеров участка является установление его границ. Требуется проследить, что они не затрагивают другие наделы, иначе владельцы других участков могут потребовать проведения повторного межевания земельного участка. В зависимости от площади земли рассчитывается размер налогов, которые обязан уплачивать собственник.

Важно соблюдать не только минимальный размер земельного участка под ИЖС, но и другие параметры. Например, между жилыми домами должно быть расстояние в 6 м, расстояние до соседнего участка – не менее 3 м.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков.

Земельное законодательство исходит из принципа нормирования земель для различных нужд.

Общие положения о нормировании земель установлены в ст. 33 ЗК РФ.

Можно выделить несколько случаев применения норм.

1). Нормы, которые устанавливаются и применяются только в случае предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности гражданам и для определенных целей. Это п.1 и 2 ст. 33 ЗК РФ. Эти нормы устанавливаются в законодательстве Самарской области и местном законодательстве.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В аналогичных случаях нормы предоставления для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Субъекта РФ.

Соответствующие нормы установлены в ряде статей Закона Самарской области «О земле».

Статья 12. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства — 0,25 гектара;

2) для огородничества — 0,5 гектара;

3) для дачного строительства — 0,25 гектара;

4) для животноводства — 5 гектаров.

2. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не должен превышать 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальной единицы Самарской области.

Статья 13. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства — 0,03 гектара;

2) для огородничества — 0,06 гектара;

3) для дачного строительства — 0,05 гектара;

4) для животноводства — 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 5 гектаров.

2. Требование пункта 5 части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее 5 гектаров.

Предельные нормы предоставления земельных участков бесплатно гражданам для тех же целей устанавливаются отдельно публичным собственником земель. П. 2 ст. 33 ЗК РФ определяет:

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

[3]

федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Данным вопросам посвящены следующие статьи Закона Самарской области «О земле»:

Статья 14. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области

В соответствии с статьей 14. максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области устанавливается:

1) для садоводства — 0,1 гектара;

2) для огородничества — 0,2 гектара;

3) для дачного строительства — 0,1 гектара;

4) для животноводства — 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 5 гектаров;

[1]

6) для ведения личного подсобного хозяйства — 0,5 гектара;

7) для индивидуального жилищного строительства — 0,1 гектара.

В статье 14.1. устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим 3 и более ребенка, в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер — 0,1 гектара.

2. Минимальный размер- 0,01 гектара.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также устанавливает требования к определению предельных размеров земельных участков. Статья 4данного закона содержит следующие положения: Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

Читайте так же:  Как правильно оформить дачу в собственность

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

Закон Самарской области «О земле» в ст. 15 устанавливает предусмотренные нормы, со всеми ограничениями по их применению, установленными федеральным законом.

Статья 15. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в собственность, составляет 5 гектаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в аренду, составляет 0,5 гектара, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков составляет 5 гектаров.

Минимальный размер земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей собственности, устанавливается в размере доли в праве общей собственности.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок, устанавливается равным его фактическому размеру.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, устанавливается исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель с учетом естественных границ на местности. Указанная возможность определяется на основании заключения министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в Законе Самарской области также установлен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района в Самарской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, который составляет 30 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (ст. 16).

Большое значение для определения соответствия размера земельного участка имеют правила землепользования и застройки, принимаемые органом местного самоуправления, на что указывает п. 3 ст. 33 ЗК РФ, в которой говориться: Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с ГрК, правила землепользования и застройки должны содержать градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования и предельные размеры земельных участков для каждой градостроительной зоны. Такие нормы применяются не только при образовании земельного участка из государственных и муниципальных земель в целях предоставления гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, но и при предоставлении земельных участков в других целях, в том числе юридическим лицам.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории предваряет кадастровый учет. Поэтому соответствие земельного участка требованиям законодательства определяется на стадии кадастрового учета. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, если размер образуемого земельного участка или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Несоответствие земельного участка требованиям законодательства о предельных размерах земельного участка может быть основанием и для отказа в осуществлении государственной регистрации права на земельный участок, так как в этом случае регистрирующий орган должен будет сделать вывод, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  3. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
  4. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
  5. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.
  6. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
Установленные предельные максимальные размеры земельных участков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here