Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов

Самое важное в статье: "Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Содержание

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Профессиональные стандарты

ОБРАЗОВАНИЕ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016

01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993

01.005 Специалист в области воспитания

Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

01.006 Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440

01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

Сравнительный анализ соответствия компетенций образовательного и профессиональных стандартов на примере направления 27.03.05 «Инноватика»

Хегай Валентина Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Инженерная школа, кафедра Инноватики,
качества, стандартизации и сертификации
E-mail: [email protected]

Ключевые слова: реформа образования, образовательный стандарт, анализ компетенций, профессиональный стандарт, двухуровневое образование, бакалавриат, магистратура, Болонская система образования

С внедрением Болонской системы образования в России произошел ряд преобразований, в том числе и в системе обучения, главными из которых являлись два аспекта: срок обучения сократился до 4 лет (вместо привычных 5) и из ВУЗа стали выпускать студентов со степенью бакалавр (вместо специалистов). В связи с чем, возникло два вопроса: возможно ли успеть обучить студентов заявленным объемом знаний в столь короткий срок и отразиться ли степень «бакалавр» в дипломе при трудоустройстве соответственно.

Рассмотрим данные вопросы на примере направления 27.03.05 «Инноватика» для выявления соответствия компетенций выпускников бакалавриата с компетенциями специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам. Следовательно, следует сравнить путем анализа образовательный и профессиональный стандарты по ряду компетенций.

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Инноватика» досаточно обширна и включает в себя как инновационное развитие страны в целом, так и отдельных регионов, территорий, отраслей и предприятий. Итак, образовательный стандарт 27.03.05 «Инноватика» включает в себя девять общекультурных компетенций, восемь общепрофессиональных компетенций, а также шестнадцать профессиональных компетенций [1].

Профессиональный стандарт отличается от образовательного тем, что в данном документе раскрываются основные позиции сферы труда, содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

Главной целью профдеятельности специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам является выполнение прикладных и фундаментальных работ как поискового, теоретического, так и экспериментального характера, который определяет технические характеристики новой техники, комплекса работ и различных технических испытаний[2].

Хотелось бы также отметить, что одним из требований для различных должностей (рисунок 1) согласно данного профстандарта к образованию и обучению является высшее образование — диплом бакалавра.

Рисунок 1 — Возможные должности согласно профстандарту специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам

Рассмотрев необходимые умения и знания, необходимые для осуществления трудовой деятельности специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам было выявлено, что данный профессиональный стандарт регламентирует не только трудовые обязанности, но необходимый набор компетенций, которыми должен обладать данный специалист, а именно:

— применять необходимую нормативную документацию в соответствующей области знаний;

— оформлять проекты календарных планов, программ проведения отдельных элементов, а также результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— применять методы анализа научно-технической информации и другие.

При сравнительном анализе образовательного стандарта 27.03.05 «Инноватика» и профессионального стандарта специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам было выявлено, что специалисту по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам не хватает следующих компетенций:

— способности использовать пакеты прикладных программ для решения технических задач, а также проведения работ по проекту и его планирования.

— способности к работе организации работы малых команд-исполнителей;

— способности использовать различные информационно-коммуникационные технологии, а также обобщать и систематизировать полученную информацию

— способности конструктивного мышления, то есть применение методов для анализа возможных решений для выбора самого оптимального.

Таким образом, при сравнении образовательного и профессионального стандартов были выявлены недостающие вышеперечисленные компетенции, которые, скорее всего, приобретаются на практике в процессе работы в данной сфере деятельности.

Список используемых источников:

  1. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1006
  2. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.03.05 Инноватика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 N 43452) // СПС Консультант Плюс, версия 2016 г.
  3. Приказ Минтруда России от 04.03.2014 N 121н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31692) // СПС Консультант Плюс, версия 2016 г.

Связь образовательного и профессионального стандартов

Соответствие мировым стандартам >>

Связь образовательного и профессионального стандартов. Государственный образовательный стандарт (ФГОС). Стандарт профессиональной деятельности (СПД) образования. Факт отсутствия стандарта СПД по профилям специальностей данного направления Необходимость реализации СПД в виде модели в ходе реализации ФГОС Опора на КХ и ДИ реальных рабочих мест Опора на экспертные оценки требований к профессиональной деятельности (ПВК) Опора на международные нормы и национальный опыт. 7.

Читайте так же:  Образец досудебной претензии по договору оказания услуг

Слайд 7 из презентации «Психолого-педагогическое образование»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Психолого-педагогическое образование.ppt» можно в zip-архиве размером 577 КБ.

Похожие презентации

«Развитие средств связи» — Волоконно-оптические линии связи. Связь. Виды линии передачи сигналов. Этапы развития средств связи. Лазерная система связи. Основные направления развития средств связи. Виды радиосвязи. – Передача и прием информации с помощью радиоволн, распространяющихся в пространстве без проводов. Фототелеграф, общепринятое сокращённое название факсимильной связи (фототелеграфной связи).

«Пищевые связи» — Раймонд Линдеман (1915-1942). Бактерии; Цепь разложения (детритная) Начинается с растительных и животных остатков и экскрементов животных. Растительноядные животные. Цианобактерии. Консументы (потребители) -. Консументы 2 порядка (потребители 2 порядка) -. (Правило 10%). Растения. Цепь питания -. Продуцентами являются:

«Почтовая связь» — В царствование Михаила Федоровича был основан ямской Приказ. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников – около 380 000 сотрудников. Среди правительственных законов о почтовых станциях встречались и курьезы. Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Развитие почты в России.

«Ковалентная связь» — Степень окисления и валентность химических элементов. Электроотрицательность. По донорно – акцепторному механизму образована одна из ковалентных связей в молекуле 1) O2 2) O3 3) H2O 4) H2O2. Высшую степень окисления проявляет в соединении 1) SO3 2) Al2S3 3) H2S 4 ) NaHSO3 11. В молекуле оксида серы (IV) имеются связи 1) 1б и 1 П 2) 3б и 1 П 3) 4б 4) 2б и 2 П.

«Развитие связи» — Качественное изменение показателей развития телекоммуникационной инфраструктуры. Руководитель Федерального агентства связи В.Н. Бугаенко. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Текущее развитие сетей связи операторов связи. Федеральное агентство связи. Стратегии развития и инвестиционные планы операторов связи.

«Связь предложений в тексте» — Как связать предложения в тексте? Предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. В лесу было нарядно и тихо. Грамматическое задание. На снимке Брестская крепость. В березках светились светло-золотые искорки. Когда-то здесь был город Брест. Так известь гасят… (анафора). Вводные слова: итак, следовательно, таким образом…

Взаимосвязь профессионального и образовательного стандартов

Российская специфика >>

Взаимосвязь профессионального и образовательного стандартов. 11.12.2015. L. Kosova. 12.

Слайд 12 из презентации «Модульно-компетентностная идеология нового поколения профессиональных и образовательных стандартов»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Модульно-компетентностная идеология нового поколения профессиональных и образовательных стандартов.ppt» можно в zip-архиве размером 403 КБ.

Новые стандарты

«Новый ФГОС» — Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. Роль родителей. Клавиатурный набор текста. Что является отличительной особенностью нового Стандарта. Нельзя останавливать ребенка. Главная цель введения. При прощании не напутствуйте ребёнка. Не надо делать за ребенка домашнее задание. Памятка родителям первоклассников.

«Новый образовательный стандарт» — Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Чем отличаются новые стандарты образования от «старых»? Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный.

«Новые образовательные стандарты» — Инициативный. Средства обучения: использование компьютерных технологий и Интернет – ресурсов. Формы работы: учебное сотрудничество. Новый ФГОС выступает развивающим и прогностическим инструментом модернизации системы образования. Теперь во главу угла ставится развитие личности школьника. Исследова- тельский интерес.

«Стандарты 2 поколения» — Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС). Контроль уровня обученности. Литература и средства обучения. «Школа 2100». Внутренний план действий. Внедрение стандартов второго поколения. Стандарт как общественный договор: ориентиры развития. Что необходимо учесть при составлении рабочей программы?

«Стандарт образования второго поколения» — Аспектный анализ учебного занятия. Внутренняя оценка. Умение осуществлять действие по образцу. Авторский коллектив. Работа с информацией. Возможность научиться. Безличностный характер взаимодействия. Комплектность. Новые составляющие содержания. Планируемые результаты. Новые формы изучения результатов обучения.

«Новые государственные стандарты» — Начало обновления стандартов общего образования: что делать. Результаты КПМО. Правовое поле стандартов. Переход на новые стандарты. 6 пунктов президентской инициативы. Предстоит развивать систему оценки качества образования. Обеспечение государственных гарантий прав граждан. 21 января – открытие года учителя.

Всего в теме «Новые стандарты» 14 презентаций

Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов. Методическое сопровождение образовательных стандартов. Разработка контрольно-оценочных средств.

Категория курса: повышение квалификации;

На кого рассчитан курс:

Продолжительность курса: 72 ч.

Документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца

Стоимость: 11 200 руб.

Результатом освоения программы

повышения квалификации является совершенствование компетенций в области разработки программ, модулей и контрольно-оценочных средств.

Содержание программы:
1.Нормативно — правовое обеспечение образовательного процесса
2.Алгоритм разработки УП и разработка программ и модулей
3.Создание фондов оценочных средств, в том числе для промежуточной и итоговой аттестации; обеспечение самостоятельной работы; обеспечение лабораторных и практических работ
4. Рассмотрение типичных ошибок при разработке программ УД и ПМ

5. Внедрение новых форм ГИА — демонстрационный экзамен в СПО

Семинар-вебинар «Обсуждение вопросов взаимосвязи профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ по наиболее востребованным профессиям и специальностям»

28 сентября 2017 года в Федеральном институте развития образования (ФИРО) состоялся очередной семинар-вебинар, на котором проходило обсуждение вопросов взаимосвязи профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ. В семинаре приняли участие представители федеральных учебно-методических объединений СПО, советов по профквалификациям, заинтересованные представители экспертного сообщества и работодателей.

С вступительным словом к участникам семинара обратился Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций А.Н. Лейбович. Он коротко коснулся основных проблем преемственности системы профессионального образования и рынка труда. На данном этапе, напомнил руководитель НАРК, разработано достаточное количество профессиональных стандартов, затрагивающих почти все отрасли экономики. Основная задача сейчас – это институциональное оформление профстандартов, а для этого необходимо запустить процесс «доводки» содержания стандартов до современных требований. Очень правильно было бы учитывать наработанный опыт других стран, ориентироваться на общемировые тренды, мнение экспертных сообществ. Александр Наумович обозначил основные задачи взаимодействия ФУМО СПО и СПК в ходе разработки и экспертизы ФГОС и примерных основных образовательных программ.

Читайте так же:  Как предоставляется и оформляется отгул за работу в выходной день по тк рф — оплата, образцы докумен

Руководитель Базового центра подготовки кадров НАРК О.Ф. Клин представила содержательную презентацию о критериях оценки ФГОС СПО и примерных образовательных программ СПО советами по профквалификациям. В своем докладе она акцентировала внимание на том, что перечень общих профессиональных компетенций в ПООП для формирования профессионального уровня квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием не должен быть одинаковым, так как уровень ответственности и сложности выполняемой работы у них разный. Критерии оценки ФГОС СПО, как и критерии оценки ПООП, нуждаются в актуализации. О.Ф. Клин обратилась с просьбой к представителям СПК дать свои предложения по актуализации критериев.

Генеральный директор НАРК А.Н. Лейбович согласился с необходимостью проанализировать в СПК критерии оценки ФГОС СПО и ПООП СПО. Резюмируя обсуждение вопросов семинара, он высказал пожелание: получить от федеральных учебно-методических объединений ответ на главный вопрос – нужна ли им экспертиза ПООП советами по профквалификациям? Возможно, было бы правильным развести ответственность за наполнение ПООП и результат «на выходе».

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подробно рассматриваются особенности формирования и применения норм и положений современных образовательных и профессиональных стандартов, которые приняло Министерство образования РФ. Уделяется внимание дискуссионным вопросам, которые возникают при формировании требований высших учебных заведений к обучающимся.

Ключевые слова: стандарт, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, образовательная деятельность

Российский трудовой рынок находится в преддверии существенных изменений, связанных с принятием и введением в действие профессиональных стандартов (ПС). Это неизбежно окажет влияние и на систему подготовки профессиональных кадров. Представляется, что цели принятия ПС можно весьма условно разделить на ближайшую и конечную.

Ближайшей целью является унификация, упорядочение видов деятельности и требований, предъявляемых к работникам, что делает данную сферу понятной прежде всего для сторон трудового договора — работника и работодателя. Отдаленной же, или конечной целью является увеличение числа высококвалифицированных работников1.

На сегодня уже принято 859 ПС, а с 1 июля 2016 г. их применение стало обязательным.

Развернувшаяся в научно-практической литературе дискуссия об обязательности или необязательности применения данных документов для тех или иных участников трудовых отношений, с моей точки зрения, не имеет смысла, так как ПС утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты РФ, а значит, является подзаконным нормативным актом. Следовательно, его применение обязательно для всех, кто подпадает под действие акта.

Тема применения профессиональных стандартов неразрывно связана с вопросами формирования образовательных программ профессионального образования. Тем не менее анализ сайтов высших учебных заведений показывает, что ПС не указаны в перечне нормативных документов, на основе и в соответствии с которыми вузы осуществляют свою деятельность, хотя именно ПС должны стать основой для разработки образовательных программ, учебных планов и т. п.

1 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 19. Ст. 2334.

Кроме того, исследование уже принятых ПС и сравнение их с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) позволило выявить следующие проблемы.

Во-первых, образовательное законодательство и акты трудового права по-разному понимают термин «квалификация». В системе образования речь идет о квалификации выпускника, под которой понимается уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность к выполнению определенного рода профессиональной деятельности (ст. 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» ). Трудовое законодательство закрепляет понятие квалификации работника, которая включает в себя уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (ст. 195.1 Трудового кодекса (ТК) РФ ). Отсюда опыт работы, по ПС, является одним из определяющих моментов квалификации, что затруднительно для обучающихся по очной форме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-вторых, виды деятельности, к которым готовится выпускник по ФГОС, и виды деятельности, которые осуществляет работник по ПС, не всегда совпадают. Например, сравним ФГОС по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура» и ПС, принятые в данной области профессиональной деятельности:
1. Виды деятельности по ФГОС: проектная; научно-исследовательская; коммуника
тивная; организационно-управленческая; критическая и экспертная; педагогическая.
2. Деятельность по ПС в соответствии с Приказом Минтруда России от 17 марта 2016 г. № 110н «Об утверждении профессионального стандарта “Градостроитель”»1): разработка документов сферы устойчивого развития территорий (в том числе городов и иных поселений).
3. Деятельность по ПС в соответствии с Приказом Минтруда России от 28 декабря 2015 г. № 1167н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности”»2 — в области инженерно- технического проектирования для градостроительной индустрии.

В-третьих, среди авторов ПС и ФГОС наблюдается разное понимание компетенции как обязательной составляющей профессионального образования. Так, ПС вообще не применяет термин «компетенция», употребляя понятия «трудовая функция», «необходимые знания» и «необходимые умения». Видимо, умения и компетенция рассматриваются разработчиками ПС как синонимы, что не оправданно, так как противоречит ФГОС, в соответствии с которыми вузы обязаны вести подготовку профессиональных кадров.

В-четвертых, в ряде ПС разработчики в качестве «других характеристик» включают оценочные понятия, для которых невозможно выработать критерии. Так, например, специалист по организации страховых взносов должен быть аккуратен, организован, ответственен и целе- устремлен3. Почему данные требования установлены именно для этой категории работников? Каким образом работодатель будет оценивать их наличие или отсутствие? Причем данных характеристик нет ни для банковских работников, ни для медиаторов, ни для бухгалтеров и т. д. А специалист по платежным системам должен иметь творческое мышление.

Читайте так же:  Возврат ндфл при покупке квартиры пенсионером

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 марта 2016 г. № 110н «Об утверждении профессионального стандарта “Градостроитель”» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravo.gov.ru
2 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1167н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности”» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo. gov.ru
3 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 788н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по организации администрирования страховых взносов”» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravo.gov.ru

Что понимается под ним нормативно, вообще не определить. Тогда зачем вводить данное требование в качестве «другой характеристики»? А главное, должны ли учебные заведения предусматривать данные характеристики при разработке образовательных программ и формировании учебного плана или достаточно, чтобы выпускники осознавали значимость своей будущей профессии, владели навыками ведения здорового образа жизни и нетерпимо относились к проявлениям коррупции?

Если же рассмотреть ближайшую цель внедрения ПС — точно определить трудовую функцию работника, то этот стандарт, по большому счету, не решает проблемы лиц, фактически выполняющих функционал, относимый к разным должностям, в части увеличения размера оплаты труда. Вопросы определения трудовой функции и заработной платы решаются сторонами при заключении трудового договора, и если стороны пришли к соглашению, то оснований у работника требовать увеличения заработной платы нет. Аналогичные разъяснения даются Министерством труда и социальной защиты РФ, по этому же пути идет судебная практика.

[3]

В рамках данной статьи хотелось бы остановиться еще на одном понятии, введенном в легальный оборот в сфере регулирования профессиональной деятельности. Речь идет о стандартах профессиональной деятельности. Так, ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» посвящена стандартам и правилам профессиональной деятельности, которые устанавливаются профессиональным объединением страховщиков.

Аналогичные правила есть и у аудиторов , арбитражных управляющих и т. д. Возникает закономерный вопрос о соотношении данных документов с профессиональными стандартами, принимаемыми государством в этой же области деятельности.

Профессиональный стандарт — это принимаемый Министерством труда и социальной защиты РФ нормативный правовой акт, в котором установлены требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Ввиду нормативной природы ПС его требования обязательны для исполнения всеми субъектами рынка труда. В то же время правила (стандарты) профессиональной деятельности есть результат нормотворчества, осуществляемого самими субъектами профессиональной сферы. Данное правотворчество осуществляется саморегулируемыми организациями. Так, например, 11 января 2016 г. введен в действие Федеральный закон № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» , целью которого является создание единой системы саморегулирования организаций в сфере финансового рынка, включая осуществление нормотворческой деятельности по выработке стандартов профессиональной деятельности, контроль и координацию субъектов финансового рынка [1].

Таким образом правила (стандарты) профессиональной деятельности можно отнести к актам локального правотворчества, устанавливающим порядок осуществления профессиональной деятельности и требования к результатам, которые должны быть достигнуты. Данные правила обязательны только для участников саморегулируемых организаций.

Таким образом, несмотря на «схожесть» формулировок, у профессиональных стандартов и правил (стандартов) профессиональной деятельности абсолютно разная правовая природа, и данные акты не должны отождествляться.

1. Шамсутдинов, И. М. Ассоциированное членство: понятие и перспективы применения / И. М. Шамсутдинов // Конкурент. право. — 2016. — № 3. — С. 36 — 40.

Библиографическое описание: Сотникова, Л. В. К вопросу о взаимосвязи федеральных образовательных стандартов, профессиональных стандартов и правил (стандартов) профессиональной деятельности / Л. В. Сотникова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 1. — С. 23 — 26.

Конференция «Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов как необходимое условие обеспечения качества подготовки специалистов сферы культуры и искусства»

Регион: Кемеровская область

Источник: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»

Адрес: Кемерово, ул. Ворошилова, 17

с 23.01.2017 по 02.02.2017
Понедельник: c 10:00 до 18:00
Вторник: c 10:00 до 18:00
Среда: c 10:00 до 18:00
Четверг: c 10:00 до 18:00
Пятница: c 10:00 до 18:00
Суббота: c 10:00 до 18:00

Место проведения: Кемеровский государственный институт культуры

В Кемеровском государственном институте культуры пройдет Всероссийская научно-методическая конференция «Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов как необходимое условие обеспечения качества подготовки специалистов сферы культуры и искусства».

Целью конференции будет являться формирование требований к образовательным программам в сфере культуры и искусства на основе профессиональных стандартов.

В ходе конференции предполагается обсуждение следующих вопросов:

  • взаимное влияние профессиональных и образовательных стандартов на формирование профессиональных компетенций у выпускников вуза культуры;
  • профессиональные стандарты и образовательные программы в вузе: вектор развития и точки взаимодействия;
  • о соответствии квалификации выпускников образовательных организаций высшего образования профессиональным стандартам в контексте требований современного работодателя;
  • практика разработки образовательных программ в сфере культуры и искусства с учётом профессиональных стандартов;
  • проблемы компетентностно-ориентированного подхода к оценке качества обучения;
  • особенности подготовки и переподготовки кадров для учреждений культуры с учетом требований профессиональных стандартов.

К участию в конференции приглашаются руководители региональных органов управления в сфере культуры и образования, руководители и педагогические работники учреждений профессионального и дополнительного образования, руководители и специалисты учреждений культуры и искусства.

[1]

Порядок работы конференции:

  • 23 января – 2 февраля 2017 г. – организация круглых столов и секций учебными институтами КемГИК в соответствии с профилем реализуемых образовательных программ;
  • 3 февраля 2017 г. – пленарное заседание. Круглый стол.

Подробная информация на официальном сайте КемГИК.

Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов

Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования в XXI веке становится компетентностный подход. Переход на компетентностноориентированные образовательные стандарты, использование в практике высшей школы подобного подхода способствует вытеснению традиционных когнитивных ориентаций образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий.

Читайте так же:  Договор займа денежных средств как правильно давать в долг

Параллельно с обновлением образовательных программ сегодня в России идет процесс формирования требований профессиональных сообществ к специалистам – так называемых рамок квалификаций.

Квалификация – официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) наличие у лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (требований профессионального стандарта или требований, сложившихся в результате практики), сформированных в процессе образования, обучения или трудовой деятельности (обучения на рабочем месте). [3].

Национальная система квалификаций – это совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения, включающая в себя:

• перечень видов трудовой деятельности (профессий) и квалификаций, в котором профессии сгруппированы по областям профессиональной деятельности и уровням квалификации;

• профессиональные стандарты по областям профессиональной деятельности;

• процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;

• национальную рамку квалификаций;

[2]

• институциональные, организационные и методические механизмы разработки и реализации национальной или региональной политики в области квалификаций;

• каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций) в виде каталога программ обучения;

• систему обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта) [3].

Рамка квалификаций – системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Это основа системы квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и определяется взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении. Различаются транснациональные, национальные и отраслевые рамки квалификаций [3].

Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к содержанию и качеству труда и условиям его осуществления, а также уровень квалификации работника, и требования к профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации. Профессиональный стандарт определяет результат обучения, устанавливает требования к тому, что человек должен знать и уметь использовать в практике трудовой деятельности. Стандарты отражаются в присуждаемых свидетельствах, выходных квалификациях и т.д. и могут быть ориентированы на оценку деятельности или практического опыта.

Очевидно, что требования к результатам подготовки выпускника и требования к специалисту, претендующему на трудоустройство, должны в значительной степени пересекаться, но в силу того, что процессы разработки образовательных и профессиональных стандартов на практике не взаимосвязаны, возникает проблема отсутствия согласования между указанными документами.

Первым этапом в преодолении пропасти между требованиями образовательных стандартов и требованиями рынка труда является всесторонний учет интересов работодателей при формировании компетентностных моделей выпускников (КМВ) по каждому направлению подготовки.

В основные требования работодателей входят: эффективное участие выпускника в осуществлении трудовых функций и должностных обязанностей; проявление развитых универсальных компетенций, таких как инициативность, ответственность, коммуникативные качества, высокий уровень сформированности профессиональных компетенций и т.п.

Компетентностная модель выпускника по сути представляет собой систему:

1) обоснованных показателей (компетенций), по которым мы судим о степени соответствия выпускника требованиям, предъявляемым ему рынком труда, сложившимся социальными условиями обеспечения личностного и профессионального успеха и существующими социальными институтами;

2) обоснованных нормативных индикаторов (требований к уровню освоения), характеризующих минимальное пороговое значение компетенций, при котором можно говорить об их приемлемой сформированности;

3) измерительных инструментов (валидных, достаточно точных и надежных), которые используются для оценки данной компетенции и выявления уровня ее сформированности [2].

КМВ занимает промежуточное место между требованиями потребителей и основной образовательной программой (ООП). Необходимость же создания КМВ обусловлена тем, что требования потребителей к результатам ООП в настоящее время не имеет четких формулировок. Они меняются с течением времени, а также в зависимости от специфики отрасли или региона. Однако для проектирования адекватной ООП требуется высокая степень определенности требований к результатам подготовки выпускников вузов.

Таким образом, КМВ представляет собой формализованную модель требований потребителей к данным результатам, т.е. она формируется по результатам анализа требований потребителей к результатам профессионального образования.

Одним из важных шагов при построении компетентностной модели выпускника является четкое определение используемых компетенций. В основу нашего исследования, согласно А.А. Вербицкому, положен принцип контекстного обучения, в котором содержится методологический ключ к построению базовых основ КМВ. Мы в общем виде определяем компетенцию как способность решать профессиональные, личные и социальные задачи.

В исследования операциональной единицей проявления компетенции (или нескольких компетенций) является решение задачи. Соответственно, адекватным средством измерения компетенции может быть признана доля успешно решенных профессиональных задач разной степени сложности, в которых проявляется данная компетенция. Сложность задачи в свою очередь связывается нами со степенью ее комплексности, нестандартностью, неопределенностью ее условий и для некоторых типов задач (например, творческих) – нестандартностью результатов.

Главным требованием к средству оценки является валидность, то есть способность данного средства оценки измерять именно ту компетенцию, которую оно призвано измерять. К дополнительным универсальным требованиям относятся точность и надежность.

Методологическим ключом к построению банка заданий является связь между компетенциями и успешным решением задач профессиональной деятельности, социальным участием и личным ростом.

Профессиональный и образовательный стандарт

Сегодня на территории России, как и во всех других странах, основным элементом образовательного процесса выступает учредительная программа. Образовательный норматив (ФГОС) необходим для того, чтобы систематизировать содержание и структуру ключевых концепций в сфере образования. Стандарт указывает, каким образом лучше сформировать образовательную программу с точки зрение общества, определяет ее принципы, наличие в ней определенных элементов и какое количество полномочий она должна создавать.

На данный момент продолжают внедряться учредительные документы 3-го поколения. В конце прошлого столетия переход на рыночную экономику в государстве стал причиной развития негосударственного образования. В итоге возник вопрос: “Возможно ли регулировать такую сферу обучения в условиях демократии?” Так и появилась идея образовательных нормативов, которые реформируют данную сферу.

Читайте так же:  Налог при вступлении в наследство

Стоит отметить, что в Российской Федерации наблюдается небольшая путаница, имеющая отношение к самому определению «стандарт». В зарубежных странах этот термин означает принятые на добровольной основе обязательства нескольких участников конкретного вида деятельности. В России считается, что «стандарт» — это строгие требования государства, которые необходимо выполнять. Но нужно понимать, что законом о технической стабилизации контролируется лишь соблюдение регламентов, а не сами нормативные документы, подобные проекты выступают лишь своеобразными измерительными инструментами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Что такое профессиональный и образовательный стандарт

Рисунок 1. Образовательный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Образовательный стандарт – норматив, который устанавливает совокупность норм и требований к итогам освоения центральной образовательной программы, ее условиям реализации, принципам и структуре.

Создание, принятие и применение указанного вида федеральных и государственных стандартов (ФГОС) контролируется и регулируется страной и происходит согласно таким нормативными актам:

  1. Закон РФ “О разработке нормальных условий в образовательной среде” в редакции государственного закона Российской Федерации “О внесении корректировок” и дополнений в действующий стандарт “Об образовании” от 15 января 1998 г. № 18-Ф4 (с учетом поправок).
  2. Правила формирования и утверждения национальных образовательных документов, (утверждены официальным постановлением российского Правительства от 28 февраля 2008 г., № 152).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Действующее правовое регулирование подготовки учащихся подразумевает применение профессиональных нормативов (осуществление учета требований и правил работодателей) при разработке государственных образовательных документов, учредительных программ профессионального обучения всех уровней.

Рисунок 2. Профессиональный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональный норматив – стандарт, который раскрывает содержание и значение профессиональной деятельности с позиций труда (объединений сообществ и работодателей). Все его содержание касается требований к квалификации сотрудников.

Профессиональные документы являются стандартами нового типа и представляют собой наиболее актуальную и объективную информацию о нормах к квалификациях, которые необходимы для выполнения определенных видов трудовой и интеллектуальной деятельности. Эти нормативы начали разрабатываться в Российской Федерации в середине 90-х годов прошлого столетия. С 1 июля 2016 г. разделы профессиональной документации используются на всех предприятиях, подпадающих под требования технического комитета РФ, федерального законодательства и правовых актов РФ.

Такие стандарты нужно учитывать работодателями при организации кадровой политики и в регулировании человеческими ресурсами, при создании условий для обучения и аттестации работников, формировании должностных обязательств, тарификации выполненных работ и определении концепции оплаты труда с учетом специфики производства.

Различие профессиональных и образовательных стандартов

Образовательные и профессиональные стандарты различны по многим параметрам, но в основном они отличаются следующим:

  1. Сферой регулирования (что регулируется?). Профессиональные нормативы – требования к компетенциям и квалификации. Образовательные – формируют устройство и структуру учебного процесса.
  2. Субъектами контролирования и регулирования (кто создает?). Профессиональные проекты – сообщество высококвалифицированных специалистов в конкретном виде деятельности. Образовательные стандарты –Учебно-методические группы, Минобрнауки. Важно: итоги образования должны непременно ориентироваться на требования и нормы профессиональных нормативов.
  3. Внутренней структурой – в профессиональных документах зафиксированы работы, функции, продукты, методики и технологии, устанавливается, какими умениями, знаниями и компетенциями должен обладать профессионал. Образовательная документация фиксирует особенности сформированной компетенции у выпускника, какими образовательными методами будут создаваться те или иные полномочия, доля вариативной и свободной части.

На базе указанных стандартов возникают различные институты – на основе Профессиональных нормативов – стандартизация квалификаций. С помощью образовательных документов формируется кредитно-зачетная программа, аккредитация учредительных систем.

Для предоставления взаимосвязи рассмотренных стандартов и учебных программ всех уровней образования представители НАРК создал для специалистов всех действующих образовательных учреждений «Советы по учету и требований работодателей к профессиональным знаниям сотрудников при планировании профессиональных и образовательных приложений», включающие в себя тщательный алгоритм действий по трансляции правил компаний в блоки правовых документов.

Проблема взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов

Профессиональные нормативы очень важны для общей системы образования, так как позволяют определить, какие нормы и требования к знаниям выпускника могут предъявлять потенциальные работодатели.

Образовательные проекты нового поколения, прежде всего, отражают не сам процесс обучения, а то, что он обязан дать при завершении учебы. Востребованность выпускников высших вузов на мировом рынке труда выступает основным показателем эффективности образовательной сферы в государстве, чему и способствует правильная гармонизация указанных стандартов.

Таким образом, сегодня решается возникшая в последние годы проблема, когда выпускники ВУЗов могут предоставить одни профессиональные навыки, а работодателю необходимы совсем другие. В контексте взаимодействия образовательных и профессиональных нормативов следует четко установить требования к полномочиям будущих сотрудников, то есть и данные виды документов должны ориентироваться на применение компетентного подхода к результатам внедрения новых учредительных программ.

При согласовании рассмотренных стандартов необходимо также учитывать, что рынок развивается стремительными темпами и ставит сложные задачи перед образовательной системой: не просто качественное обучение в пределах будущей профессии, а подготовка специалиста к целому спектру профессиональных навыков и умений, позволяющих максимально эффективно и быстро приступить к выполнению собственных обязанностей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники


  1. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.

  2. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  3. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
  4. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
  5. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  6. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here