Жилищное право и жилищное законодательство в рф

Самое важное в статье: "Жилищное право и жилищное законодательство в рф" с экспертными комментариями. Если возникли вопросы - задавайте их нашему дежурному эксперту.

Жилищное право и жилищное законодательство в РФ

В.Т. Батычко
Жилищное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса Жилищного права, на базе действующего законодательства Российской Федерации по состоянию на 20 декабря 2009 года.

Краткий конспект лекций содержит основные положения Жилищного права.

В нем раскрываются определения понятий Жилищного права, его предмета и метода, проводится анализ основных принципов в сфере жилищных правоотношений, рассматриваются вопросы жилищной политики и порядок пользования жилыми помещениями, основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, виды жилищного фонда, способы управления многоквартирными домами.

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения Жилищного права слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Данная книга является электронной версией издания:

Батычко В.Т. Жилищное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство (ст.ст. 1 — 14)

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

См. схему «Основные положения. Жилищное законодательство»

>
Основные начала жилищного законодательства
Содержание
Жилищный кодекс (ЖК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральные жилищные законы как источники жилищного права

Жилищные законы как источники права.

Исходя из этих конституционных положений жилищное законодательство в Российской Федерации развивается как сложная система законодательства, в которой в качестве системообразующих законов выступают Конституция РФ, федеральные жилищные законы — «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ЖК РСФСР и другие акты. С другой стороны, отрасль жилищного законодательства невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле; в состав жилищного законодательства должны включаться и другие жилищные нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации» (ч. 2 ст. 76).

Как самостоятельная отрасль законодательства жилищное законодательство Российской Федерации сформировалось относительно недавно. С принятием Верховным Советом РСФСР на базе общесоюзных Основ жилищного законодательства в 1983 г. Жилищного кодекса РСФСР данная отрасль российского законодательства стала более консолидированной, внутренне согласованной системой. В составе жилищного законодательства кроме законов и других нормативных актов гражданско-правового характера немало законов и других актов законодательства государственно-правового, административно-правового, финансового характера, как, например, законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти — Правительства Российской Федерации, министерств и других федеральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций в области управления государственным и муниципальным жилищными фондами, организации эксплуатации и ремонта жилищного фонда и др.

Федеральные жилищные законы как источники жилищного права

1. Среди федеральных жилищных законов, изданных в последнее время, особое место занимаетЗакон «Об основах федеральной жилищной политики», принятый 24 декабря 1992 г. Данный Закон является важнейшим политико-правовым актом, призванным определить основные направления жилищной политики. Этот Закон определяет наиболее важные, общие начала правового регулирования разнообразных жилищных и связанных с ними иных общественных отношений, которые подлежат конкретизации в нормах и актах жилищного, а также земельного, гражданского, административного и иного законодательства.

Закон об основах федеральной жилищной политики определяет основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Закон об основах федеральной жилищной политики дает более широкое определение жилищного фонда, содержит классификацию видов жилищного фонда.

Согласно ст. 6 Закона «Право собственности на недвижимость в жилищной сфере» недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд либо его часть, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности.

Закон установил новую классификацию видов жилищного фонда. Принципиально важным является то, что в составе жилищного фонда первым назван частный жилищный фонд, т. е. фонд, находящийся в собственности граждан и юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), а также то, что в составе жилищного фонда выделяется особый жилищный фонд социального использования, т. е. совокупность всех жилых помещений, заселяемых на условиях договора социального найма, и т. д.

Расширены возможности развития частной собственности в жилищной сфере, установлено право частной собственности на недвижимость или ее часть в жилищной сфере, а также • предусмотрены возможности для развития долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства. В Закон включена ст. 19 «Приобретение гражданами жилья в частную собственность», в соответствии с которой граждане имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости многими способами. Предусмотрена возможность перехода объектов жилищной сферы из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством. Последнее обстоятельство является важным компонентом в системе (механизме) реализации конституционного права на жилище, обогащая права собственников жилых домов и жилых помещений.

Установлены весьма широкие полномочия собственника, владеющего недвижимостью в жилищной сфере либо ее частью. В Законе урегулированы также отношения найма жилья, обмена жилыми помещениями (ст. 17, 20), включены нормы, посвященные регулированию земельных отношений: строительству, содержанию и ремонту жилья, налогово-кредитной поддержке жилищной реформы (ст. 22-28) и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема 1. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ

1.2. Структура жилищного законодательства

В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить ЖК РФ, другим федеральным законам.

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

[3]

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Читайте так же:  Как защитить свое право на место в детском саду

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

Тема 1. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ

1.1. Основные начала жилищного законодательства

Жилищное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие отношения (жилищные отношения) с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:

— возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

— пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

— пользования общим имуществом собственников помещений;

— отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;

— учета жилищного фонда;

— содержания и ремонта жилищного фонда;

— перепланировки и переустройства жилых помещений;

— управления многоквартирными домами;

— создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

— оказания коммунальных услуг;

— внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

— контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 4 ЖК РФ).

Следует обратить внимание на то, что правовая природа рассматриваемых отношений весьма различна.

Первая группа отношений относится к гражданско-правовым отношениям, поскольку и возникновение, и прекращение права пользования жилым помещением осуществляются на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, дарения, договора найма жилого помещения и т.д.) и соответственно регулируются гражданским законодательством, преимущественно ГК РФ.

Вторая группа также частично относится к гражданско-правовым отношениям (срок, целевое назначение), частично — к административным правоотношениям.

Третья, четвертая и пятая группы отношений являются организационными и управленческими и во многом выполняют вспомогательную, служебную роль по отношению к первым двум группам.

В литературе, посвященной анализу жилищного законодательства, можно встретить суждения о том, что жилищное законодательство — это либо подотрасль гражданского законодательства, либо самостоятельная отрасль отечественного законодательства, либо комплексная отрасль, объединяющая нормы нескольких отраслей законодательства. Из приведенных выше определений жилищных отношений вытекает, что последнее является наиболее точным, так как при регламентации жилищных отношений используются различные методы правового регулирования[1].

Следует остановиться на разграничении сходных на первый взгляд понятий – «право на жилище» и «жилищное право». В данном случае не следует пользоваться математическими формулировками типа «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Здесь разница правовая и весьма значительная. Дело в том, что право на жилище — это субъективное право гражданина на приобретение и пользование жилым помещением, а жилищное право — это объективное право, т.е., как указывалось выше, совокупность правовых норм, регламентирующих жилищные отношения.

В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по жилищному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Для практического использования правовых норм, регулирующих отношения, где в качестве объекта выступает жилое помещение, необходимо разграничивать жилищное и гражданское законодательство. Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд других вопросов, о которых говорилось выше, регулируются жилищным законодательством. Кроме того, Конституция РФ относит к разной компетенции гражданское законодательство, с одной стороны, и жилищное законодательство — с другой.

Гражданское законодательство согласно ст. 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное законодательство согласно ст. 72 Основного Закона входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения по эксплуатации жилых помещений и пользованию жилыми помещениями, о которых говорилось выше, могут регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.

[1]

Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на:

Читайте так же:  Когда удобно применять повременно-премиальную систему оплаты труда – формулы и примеры расчета зараб

— необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности;

— неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища;

[2]

— необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав;

— признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями;

— необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане, законно находящиеся на территории России, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании ЖК РФ или другого федерального закона.

[1] Подробнее см.: Грудцина Л.Ю. Жилищное право России: Краткий курс. – М.: Изд-во Эксмо. 2005. С. 24; Корнеев С.М. Основные тенденции развития жилищного права в условиях рыночной экономики // Гражданское право при переходе к рынку: Памяти профессора В.П. Грибанова. М., 1995. С. 148 — 149, а также: Грибанов В.П. Основы советского жилищного законодательства. М., 1983. С. 13.

Статья 5. Жилищное законодательство

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 5 ЖК РФ

1. Жилищное законодательство — это система законодательных и иных нормативных актов, регулирующих жилищные отношения (см. ст. 4 ЖК и комментарий к ней). В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72 КРФ). Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по жилищному законодательству издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Для практического использования правовых норм, регулирующих отношения, где в качестве объекта выступает жилое помещение, необходимо разграничивать жилищное и гражданское законодательство. Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями, лишь тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд других вопросов, о которых говорилось выше, регулируются жилищным законодательством. Кроме того, Конституция РФ относит к разной компетенции гражданское законодательство, с одной стороны, и жилищное законодательство — с другой.

Гражданское законодательство, согласно ст. 71 Конституции РФ, относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения, о которых говорилось выше, по эксплуатации и пользованию жилыми помещениями могут регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.

2. Главным нормативным правовым актом любой отрасли законодательства, в том числе и жилищного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рассмотренными в комментарии к ст. 1 ЖК РФ, Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

3. На федеральном уровне жилищное законодательство в настоящее время представляет собой достаточно большое количество источников жилищного права — законов и других нормативных актов.

От принятия первых кодифицированных актов (Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищного кодекса РСФСР) до принятия комментируемого Кодекса прошло более 20 лет. За это время социально-экономические условия в стране настолько изменились, что, безусловно, потребовалось принятие нового ЖК РФ. Однако совсем пренебрегать положениями, содержащимися в других законодательных актах, было бы неправильно. Значительное число норм, принятых до ЖК РФ, продолжают выполнять регулятивную функцию по отношению к жилищным отношениям (см. ст. 4 Вводного закона к ЖК).

4. Основным актом, регулирующим жилищные отношения, в настоящее время, безусловно, является ЖК РФ, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях, регулирует жилищные отношения.

Читайте так же:  Налоговый вычет за страхование жизни кто может его получить и каким образом

5. Гражданский кодекс РФ в части первой (гл. 18) регулирует право собственности и иные вещные права, права членов семьи собственника жилого помещения, дает понятие квартиры как объекта права собственности, указывает основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома, организации и деятельности товариществ собственников жилья.

В части второй ГК РФ содержатся глава 35, посвященная договору найма жилого помещения и другим договорам, предметом которых могут стать жилые помещения, а также нормы, регулирующие особенности продажи жилых помещений.

Часть третья ГК РФ устанавливает особенности наследования жилых помещений.

6. Из других законов, содержащих нормы жилищного права, следует выделить Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), в котором устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов; определяются права нанимателей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья. Однако следует отметить, что он утрачивает свое действие с 1 марта 2013 г. (см. Вводный закон к ЖК).

7. На федеральном уровне жилищные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» ), а также постановлениями Правительства РФ (например, Постановления Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 161 «Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации» и от 21 мая 2005 г. N 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилых помещений» ).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 14. Ст. 1432.

СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 757.

СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2126.

8. Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» , а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 .
———————————
СЗ РФ. 1993. N 4. Ст. 301.

СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

В силу названных актов нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Вместе с тем из общего правила есть одно исключение: акты Центрального банка РФ подлежат государственной регистрации только в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы или обязанности граждан (ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ред. Федерального закона от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ ). Как правило, акты Банка России не затрагивают жилищные отношения, однако опосредованно могут на них влиять (например, выделяя средства на кредитование жилищного строительства).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1593.

Из ведомственных нормативных актов, посвященных отношениям, связанным с жилыми помещениями, следует выделить Приказ Министерства юстиции РФ от 6 августа 2001 г. N 233 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения».

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Как указывалось выше, жилищные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации (республиками в составе Федерации, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, а также автономными округами). В свою очередь, акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

10. Органы местного самоуправления вправе принимать акты, регулирующие жилищные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см. ст. 14 ЖК и комментарий к ней).

Международные договоры, в которых участвует Россия, также являются источниками жилищного права (см. ст. 9 ЖК и комментарий к ней).

11. На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Одним из важнейших документов в сфере жилищного права следует признать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе и актов жилищного законодательства.

Необходимо также отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.

Жилищное право и жилищное законодательство

Жилищное право — это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Понятие «жилищное право» употребляется в юридической литературе в двух смыслах, узком и широком. В узком смысле жилищное право — это субъективное право конкретного человека на жилое помещение, в широком смысле — это институт гражданского права, включающий в себя нормы других отраслей права, посвященные либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильем.

Жилищное право в узком смысле традиционно понимается как часть (отрасль) гражданского права, совокупность норм гражданско-правового характера, регулирующих отношения пользования жилыми помещениями, проживание в них.

Можно дать следующую классификацию жилищных правоотношений.

1)организационные отношения, построенные на началах власти и подчинения;

2)отношения, складывающиеся на началах равенства их участников, которые подразделяются на имущественные и личные неимущественные отношения, вытекающие из факта соседства.

Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда, общим имуществом собственников помещений;

3) отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;

4) учета жилищного фонда, содержания, ремонта, переустройства и перепланировки жилых помещений;

5) управления многоквартирными домами;

6) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

Читайте так же:  Детально о разводе через суд (образцы документов)

7) предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

8) контроля над использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно части 1 статьи 15 ЖК РФ, единственным объектом жилищных правоотношений являются жилые помещения. К ним относятся жилые дома и их части, квартиры и их части, комнаты. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается.

Субъекты правоотношений — это лица, участвующие в этих правоотношениях. Субъектами жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования (ст. 4 ЖК РФ). Положения Жилищного кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено Жилищным кодексом или другим федеральным законом.

Основными субъектами жилищных правоотношений выступают стороны.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных статьей 10 ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но, в силу общих начал и смысла жилищного законодательства, порождают жилищные права и обязанности.

В Жилищном кодексе перечислены юридические факты — жизненные обстоятельства, влекущие возникновение жилищных правоотношений. Аналогичные юридические факты могут изменить и прекратить жилищные правоотношения. Юридические факты делятся на два вида: действия (зависят от воли физических и юридических лиц) и события (не зависят от воли физических и юридических лиц). Действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные.

Итак, жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3)из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4)в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5)из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Жилые помещения как объекты права собственности имеют специфический правовой режим. Особая социальная значимость жилья обусловила строго целевое назначение данного объекта недвижимости. Этот принцип закреплен в норме статьи 288 ГК РФ, согласно которой жилые помещения предназначены для проживания граждан, а осуществление прав собственника по владению, пользованию и распоряжению ими должно производиться в соответствии с целевым назначением этих объектов недвижимости. Специфика правового режима жилья как объекта недвижимости обусловлена и нормами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 20 ЖК РФ государственный контроль над использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, над соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами. Согласно части 4 статьи 19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством России.

Учету в бюро технической инвентаризации подлежат построенные и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд. Государственный учет жилищного фонда в России включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

Технический паспорт жилого помещения (квартиры), предусмотренный частью 5 статьи 19 ЖК РФ, содержит:

Раздел I. Сведения о принадлежности.

Раздел II. Экспликация площади квартиры.

Раздел III. Техническое описание квартир.

Раздел IV. Стоимость квартиры (п. 9.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9292 —

| 7283 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие жилищного права. Жилищное законодательство

Читайте также:

  1. I. 1. Понятие наследственного права
  2. I. Понятие и виды экологических экспертиз.
  3. I. Понятие и задачи методики расследования по горячим следам.
  4. I. Понятие и значение миссии фирмы.
  5. I. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  6. I. Понятие и состав экологического правонарушения
  7. I. Понятие об информационных системах
  8. I. Понятие перемещения.
  9. I. Понятие химическое в-во и хим. реакция.
  10. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  11. I. Понятие, предмет, метод трудового права.
  12. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. СТРУКТУРА КУРСА, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ.

Жилищное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере удовлетворения потребностей граждан в жилье. Правовая природа жилищного права, его место в системе права остается дискуссионной на протяжении нескольких десятилетий.

Еще в 1947г. В.К. Райхер сделал вывод о том, что жилищное право представляет собой комплексную отрасль права. Он отметил, что жилищные отношения регулируются нормами трех институтов: а) административно – правового института (распределение жилья); б) гражданско – правового института ( договор найма жилой площади); в) кооперативно – правового института (обеспечение жилой площадью в ЖСК. Эти институты выделены из своих основных отраслей права, объединены по предмету регулирования и образуют комплексную отрасль права. Идею комплексной отрасли жилищного права отстаивали в свое время С.М. Корнеев, В.П. Грибанов.

Другие авторы (В. Ф. Яковлев) полагают, что жилищное право является институтом гражданского права. Близки к этой позиции и другие ученые (П.И. Седугин, В.Н. Литовкин).

Читайте так же:  При каких заболеваниях дают инвалидность

Перечень доктринальных позиций можно продолжить. Жилищное право – комплексный правовой институт, состоящий из административно – правовых, гражданско-правовых норм и норм кооперативного права (И.Л. Брауде). Наличие комплексных институтов права поддерживает С.С. Алексеев.

Жилищное право — подотрасль гражданского права (Р.О. Халфина, О.А. Красавчиков). Жилищное право — самостоятельная отрасль права (П.С. Никитюк). Этот вывод сделан автором после того принятия Основ жилищного законодательства и жилищных кодексов союзных республик.

Жилищное право признается некоторыми авторами частью гражданского права. Понятия жилищное право и жилищное законодательствоупотребляются как тождественные и рассматриваются как комплексные правовые образования (Ю.К. Толстой). Идею идентификации жилищного права с комплексным правовым образованием следует поддержать.

Конституция РФ относит гражданское законодательство к исключительному ведению РФ, а жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Жилищное законодательство – это совокупность нормативных правовых актов (форм выражения норм жилищного права), регулирующих жилищные отношения.

Ст. 5 ЖК относит к жилищному законодательству:

— ЖК, другие федеральные законы;

— указы Президента, постановления Правительства;

— нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

— нормативные правовые акты субъектов РФ;

— нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В ст. 9 ЖК закреплено приоритетное применение норм международного договора РФ, если в нем установлены иные правила, чем в жилищном законодательстве. Пробелы в жилищном законодательстве могут быть восполнены путем применения аналогии закона и аналогии права.

Компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений определена в ст. 12 — 14 ЖК.

Возникает вопрос: насколько правомерно в состав жилищного законодательства включать нормативные правовые акты органов местного самоуправления и какова юридическая природа этих актов (Ю. К. Толстой). В обоснование того, что акты органов местного самоуправления, хотя они и не относятся к органам государственной власти, можно вслед за ЖК квалифицировать в соответствующих случаях как нормативные, следует опираться на ст.132 Конституции РФ (Ю.К. Толстой).

2. Право граждан РФ на жилище: понятие и содержание

Статья 40 Конституции РФ провозгласила право граждан на жилище.

Понятие и правовая природа конституционного права на жилище неоднозначно определяется в литературе:

— как элемент правоспособности;

— как конституционное субъективное право (элемент правоотношения, которому присущи специфические свойства) (Е.В. Богданов);

— элемент социально – экономического права (Э.Б. Лыкова);

— один из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни (В.С. Нерсесянц);

— стержень правового статуса индивида (Е.А. Лукашева);

— как «мнимое право» (то есть не принадлежащее в собственном смысле человеку, а относящееся к некоторым задачам и целям государства и зависящих от возможностей каждой страны (С.С. Алексеев).

Некоторыми авторами право на жилище понимается как государственно-правовой институт и вместе с тем основное конституционное право граждан (П.И. Седугин), как комплексный правовой межотраслевой институт, ядро которого составляют нормы Конституции РФ (А.М. Пчелинцева).

Конституционное право на жилище как сложное по юридической природе право неразрывно связано с правом граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42Конституции РФ), правом на неприкосновенность жилища (ст.25 Конституции РФ), правом на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства (ст.27 Конституции РФ). Такой подход позволяет понять сущность права на жилище и механизм его реализации (А.М. Пчелинцева).

Конституционное право на жилище, как бы его ни определяли в доктрине, реализуется в различных по юридической природе правоотношениях: общих конституционных правоотношениях, организационных (административных), имущественных (гражданско-правовых) и др.

В содержании конституционного права граждан на жилище выделяются следующие правовые возможности:

— стабильного пользования занимаемым жилым помещением;

— улучшения своих жилищных условий;

— использования жилого помещения в интересах других граждан;

— обеспечения для жильцов здоровой среды обитания;

— недопущения произвольного лишения права граждан на жилище;

— неприкосновенности жилища (П.И. Седугин).

В дальнейшем автор признал право на неприкосновенность жилища в качестве самостоятельного права.

Е.В.Богданов в качестве элементов конституционного права граждан на жилище называет:

— право пользования имеющимся жилым помещением;

— право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фондов;

— право на приобретение жилого помещения в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате участия в жилищном строительстве.

В.Р. Скрипко в содержании права на жилище выделяет следующие юридические возможности:

— стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением;

— недопущения произвольного лишения жилища;

— улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья.

Правовые возможности, входящие в содержание конституционного права граждан на жилище анализирует и В.Н. Литовкин, который сводит право на жилище к трем юридическим возможностям: 1) стабильному, устойчивому, постоянному пользованию жилым помещением; 2) содействию государства в улучшении жилищных условий; 3) обеспечению здоровой среды.

П.В. Крашенинников выделяет в содержании права на жилище два основных элемента: право на приобретение жилого помещения и право пользования жилым помещением. Очевидно, это лаконичное представление с достаточной полнотой раскрывает содержание конституционного права граждан на жилище, закрепленное ст.40 Конституции РФ. Обязанности государственных органов и органов местного самоуправления, корреспондирующих конституционному праву граждан на жилище, сформулированы в виде обеспечения условий для осуществления права на жилище (ч.2 ст.40 Конституции РФ, ст.2 ЖК).

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 808 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

  2. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.

  3. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
  4. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
  5. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
  6. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
Жилищное право и жилищное законодательство в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here